Задержка реализации «зеленого курса» может лишить Европу своего доминирования в мире
В конце декабря 2022 года в Совете Европы и Европейском парламенте было достигнуто соглашение о вводе в действие Механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism - CBAM), который должен начать работать с октября 2023 года.
В рамках достижения углеродной нейтральности к 2050 году Европейский Союз намерен добиться сокращения выбросов углерода на 55% к 2030 году от уровня 1990 года. Поскольку такие цели не поддерживаются всеми странами и в некоторых преобладает менее жесткая экологическая и климатическая политика для того, чтобы сохранить конкурентоспособность своей продукции. CBAM должен уравнять углеродные издержки товаров, произведенных в ЕС, с ценой импортируемых товаров.
В ЕС с 2005 года действует Система торговли выбросами (ETS), которая устанавливает максимальный ежегодный объем выбросов, распределенный между секторами экономики. Лимит на эмиссию постоянно снижается. Так, c 2013-го по 2020-й он ежегодно уменьшался на 1,75%, а с 2020-го по 2030-й будет сокращаться на 2,2%.
Сейчас ETS ограничивает общие выбросы углерода из таких секторов производства, как энергетика и тяжелая промышленность, в частности, производство алюминия, далее планируется включить судоходство и авиаперевозки. В рамках ограничений эмитенты выбросов должны работать в рамках квот, или они могут покупать и продавать эти квоты (сертификаты на выбросы). Сейчас квота (сертификат) выбросов, равная одной тонне CO2, стоит примерно 80 евро.
CBAM требует от импортеров товаров в ЕС, на которые распространяется его действие, платить разницу между ценой на выбросы углерода в ЕС и ценой на выбросы (если таковая вообще имеется) в стране, в которой товары были фактически произведены. Таким образом, стоимость выбросов углерода учитывается в конечной цене импортируемого товара, устраняя конкурентное преимущество перед товарами ЕС.
С октября 2023 в рамках CBAM потребуется отчетность по доле углеродных выбросов в следующих товарах: чугун и сталь, цемент, удобрения, алюминий, электроэнергия, водород, косвенные выбросы, связанные с тяжелой промышленностью. Первоначальная цель - собрать данные для полноценного функционирования CBAM, а параллельно с этим будут отменяться бесплатные квоты, которые ещё имеются в рамках ETS. Полноценно CBAM должен заработать к 2026 году, перечень товаров, подпадающих под ограничения, естественно будет расширяться.
Всемирный банк призывает другие страны к внедрению стандартов CBAM в своей экономической деятельности для "глобального ценообразования на выбросы углерода”. В 2020 году, по планам, бюджет ЕС на 2021–2027 годы мог получить по CBAM от €5 млрд до €14 млрд в год. Тогда президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин оценивал стоимость работы в рамках CBAM для России до €6 млрд ежегодно.
Вполне очевидно, что ЕС, давно не являющийся центром мировой промышленности, пытается установить "правила покупателя для продавцов", пользуясь своей привлекательностью большого рынка сбыта на 446 миллионов человек. Здесь всё зависит от того, согласятся ли другие игроки на эти правила.
Однако, нужно отметить целеустремленность элит Европы по реализации этого проекта, несмотря на развернувшийся энергокризис, в рамках которого многие ограничения по выбросу CO2 странами Европы были уже нарушены. Как отмечалось в предыдущих материалах РУССТРАТ, задержка реализации "зеленого курса" может сломать весь концепт европейских элит по сохранению доминирования своей цивилизации в мире.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной