Массовый убийца продал права на фильм и книгу о своей жизни
Прошло уже десять лет с того самого момента как в Осло, в результате взрывов бомб и перестрелок, погибли 77 человек. Норвегия всё ещё борется с последствиями самой смертоносной резни со времён Второй мировой войны.
Беспокойство у общества вызывает и рост ультраправого экстремизма. А разногласия, возникающие в ходе обсуждения памятника и памятной даты, вызывают тревогу, они обнажают незаживающие национальные раны.
В результате терактов, совершенных ультраправым экстремистом Андерсом Берингом Брейвиком 22 июля 2011 года, погибли 77 человек, в основном подростки. Со времён Второй Мировой войны это самые крупные человеческие жертвы в Норвегии.
В тот роковой июльский день Брейвик взорвал бомбу, сделанную из удобрений, возле правительственного учреждения в Осло, убив восемь человек. Вскоре после этого крайне правый фанатик в костюме полицейского устроил часовую стрельбу на острове Утойя, расположенном в озере к северо-западу от столицы. Погибли 69 человек, большинство из которых были подростками из летнего лагеря, который поддерживался молодежной лигой Лейбористской партии Норвегии. Брейвик сдался после того, как на место прибыл наряд полиции.
Ультраправый террорист сказал, что им двигало желание предотвратить предполагаемый захват Европы мусульманами. Он специально нацелился на молодежный лагерь Лейбористской партии, потому что мультикультурализм, который они приняли он считал предательством.
Через год Брейвик был приговорён к 21 году тюремного заключения за нападения, которые были расценены норвежским законодательством как террористические акты. Его содержание под стражей может быть продлено на неопределенный срок, если он будет признан постоянной угрозой для общества.
Однако, это атака бросила тень на Норвегию и другие страны по всему миру: за последние десять лет Брейвика обвиняли в том, что он вдохновлял крайне правых экстремистов на проведение атак подражателей.
К примеру, в Новой Зеландии в марте 2019 года Брендон Тарранг застрелил 51 человек в двух мечетях. В своём манифесте он заявил, что восхищается Брейвиком.
Менее чем через шесть месяцев Филип Маншаус убил свою сводную сестру азиатского происхождения, прежде чем открыть огонь в мечети за пределами Осло.
Элин Л'Эстрейндж, выжившая в резне на Утойе, сказала AFP, что мир ещё не осознал «политический аспект» атак Брейвика.
Другая выжившая, Астрид Эйде Хоэм, сказала изданию, что Норвегия всё ещё пытается бороться с радикальными убеждениями, которые спровоцировали массовые убийства.
«Мы обсуждали мемориалы. Мы обсуждали психическое здоровье Брейвика. Но мы не обсуждали политическую идеологию, стоящую за этим», - сказала она.
Летний лагерь, который они когда-то посещали, с тех пор был преобразован в мемориал и образовательный центр, призванный повысить осведомленность об опасностях ксенофобного экстремизма.
Тем не менее, памятник, строящийся годами, остаётся незавершенным из-за разногласий по поводу его дизайна и юридических препятствий. Сообщается, что местные жители выступили против строительства мемориала, а семьи погибших выразили сожаление, что он не будет готов вовремя, к 10-й годовщине трагедии.
Церемония, в которой приняли участие премьер-министр Эрна Сольберг, выжившие и родственники погибших, состоялась в Осло возле здания, где когда-то находился кабинет премьер-министра. Здание, которое было повреждено в результате нападений, остается пустой оболочкой из-за разногласий по поводу того, как его восстановить, что ещё раз демонстрирует, как Норвегия изо всех сил пытается двигаться вперёд после ужасных событий десятилетней давности. Отдельная церемония прошла и на острове Утойя.
Тем временем сам Брейвик не теряется. Он надеется нажиться на своих террористических актах, продав права на фильм и книгу о своей жизни. Согласно сообщениям, поступившим в начале этого месяца, массовый убийца, которому сейчас 42 года, отправил создателям фильма 20 писем с просьбой пересказать историю его жизни на большом экране.