Южная Осетия: сражение за свою независимость
В этот день грузинские боевики-националисты во главе с Звиадом Гамсахурдия под видом мирной демонстрации начали наступление на Цхинвал: автоколонну составили 400 автобусов и около 300 частных легковых автомашин. Маленькая группа молодых осетин перекрыла дорогу и сумела остановить колонну, перегородив трассу. Они отказались уходить оттуда лаже под страхом смерти. Колонна развернулась и взяла курс на Тбилиси. Началом военного противостояния считается этот день, хотя боевые отряды националистов из Тбилиси вошли в Цхинвал чуть позже - в январе 1991 года, в канун Рождества.
События развивались быстро и неумолимо. 20 сентября 1990 года парламент Южной Осетии провозгласил создание республики. Это было вызвано разгулом грузинских националистов, которому потворствовало правительство страны. Накануне на территории Южной Осетии стали подвергать гонениям русскоговорящее население и осетин, которые составляли три четверти жителей региона. Жители Южной Осетии стали протестовать против ущемления своих прав по национальному признаку. Было принято решение о дистанцировании от центральной националистической грузинской власти.
Власти Грузии сразу же объявили решение народа Южной Осетии неконституционным. Президиум Верховного Совета Грузии ввел в декабре 1990 года чрезвычайное положение в Цхинвале и Джавском районе, началась фактическая блокада Южной Осетии. 6 января грузинские власти перешли к открытому террору: в Цхинвал вошло шесть тысяч вооруженных националистов при поддержке грузинской милиции, которые стали убивать местных жителей. Осетинам предложили бросить свои дома и убираться из страны.
4 февраля сессия Верховного Совета обратилась к Президенту СССР Горбачеву с просьбой защитить народ и ввести чрезвычайное положение на всей территории Южной Осетии с помощью милиции СССР. Грузинские боевики убивали, грабили и насиловали осетин. 22 марта на массовом митинге в Цхинвале в Москву была отправлена телеграмма, в которой Горбачеву задавали вопрос: собирается ли он выполнять свой конституционный долг по защите права народа на жизнь или нет? Горбачев медлил.
Верховный Совет Грузинской ССР объявил об упразднении Юго-Осетинской автономной области, а в начале 1991 года в Южную Осетию вошла бронетехника армии Грузии. Началось открытое военное противостояние, в ходе которого погибли около трех тысяч человек. Верховный Совет СССР принимал постановления и слал в Тбилиси распоряжения о наведении порядка в Юго-Осетинской автономной области, Грузия бумаги Москвы игнорировала, террор в отношении непокорных жителей Осетии продолжался.
В ноябре в правительство Южной Осетии обратились около 250 осетинских семей, живших в других районах Грузии, с просьбой предоставить им убежище из-за преследований грузинскими националистами. В ночь с 7 на 8 августа Грузия решила вернуть территорию силой, и стала обстреливать из артиллерии Цхинвал.
Остановить бойню удалось только посредством ввода миротворцев. В июне 1992 года президент России Борис Ельцин, председатель Госсовета Республики Грузия Эдуард Шеварднадзе, а также представители Южной и Северной Осетии подписали Соглашение, в июле в регион вошли смешанные миротворческие силы, начались переговоры. Гарантами перемирия стали российские миротворцы.
После свержения Шеварднадзе и прихода к власти Михаила Саакашвили отношения между властями Грузии и Южной Осетией вновь обострились.
8 августа 2008 года грузинские войска нанесли удар по российским миротворцам, а затем атаковали Цхинвал. Россия была вынуждена ответить : в Южную Осетию вошла группировка ВС РФ из 10 тысяч военнослужащих. Грузинские агрессоры были изгнаны, и 12 августа Москва сообщила о завершении операции по принуждению Тбилиси к миру.
Во время боевых действий погибли 66 российских военнослужащих, свыше 300 были ранены. Потери среди мирных жителей Южной Осетии составили 162 человека, ранено – не менее 250 человек. Десятки тысяч жителей региона оставили свои дома и стали беженцами. СК РФ возбудил против должностных лиц Грузии уголовное дело по фактам геноцида мирных жителей. Агрессия Грузии вызвала в Южной Осетии гуманитарную катастрофу.
26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии. Народу Южной Осетии направили помощь: с 2008 года объем средств, затраченных на восстановление и развитие получившей независимость республики, составил десятки миллиардов рублей. Страна оправилась от страшных событиях прошлого, началась нормальная жизнь.
Грузия, со своей стороны, давно взяла курс на вступление в НАТО. Тбилиси усердно исполняет пожелания Вашингтона и пытается создавать помехи Москве, но Брюссель лишь продолжает дразнить Грузию морковкой вступления в ЕС. В действительности Западу нужна буферная зона между ЕС и Россией. При этом, значительная часть грузинского общества настроена к ЕС нейтрально и даже отрицательно.
Кроме того, Грузия раздирается изнутри: грузинская оппозиция вела и ведет агитацию против собственного государства в кабинетах Брюсселя. Цель — спровоцировать протест, с которым правящая команда не смогла бы справиться. Отношения в коридорах власти Грузии парадоксальны и иррациональны. Борьба политиков за место у руля ослабляет страну.
Институт РУССТРАТ не раз обращал внимание на то, что Грузия периодически оказывается на пороге госпереворота: рабочие группы с участием функционеров правящей партии и оппозиции вполне могут провозгласить себя временным правительством и устранить действующий кабинет в ходе очередной «цветной революции».
Геополитический путеводитель указывает для Тбилиси другие направления. Было бы гораздо разумнее, если бы Грузия стала строить свое будущее, расширяя сотрудничество не с отдаленной Европой, и, тем более – уж совсем далекой Америкой, а искать свой путь в контексте отношений с соседями —Азербайджаном, Арменией, Турцией, и, прежде всего, – с Россией.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной