Консул и/или шпион?
Японского консула во Владивостоке поймали за сбором секретных сведений и попросили покинуть Россию.
«В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий японский дипломат задержан с поличным при получении за денежное вознаграждение сведений ограниченного распространения об актуальных аспектах сотрудничества России с одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, влиянии санкционной политики Запада на экономическую ситуацию в Приморском крае», — говорилось в заявлении Федеральной службы безопасности о задержании во Владивостоке японского консула Мотоки Тацунори.
К этому времени объявленный персоной нон-грата подданый Страны восходящего солнца уже покинул Россию и возвратился к своим работодателям, которые обязали его не только заниматься своими прямыми — в данном случае — консульскими обязанностями, а еще и собирать сведения секретного характера.
То, что шпионский скандал не прошел незамеченным, а высылка японского дипломата была публично озвучена, говорит о значимости события.
Вспомните, сколько наших дипломатических сотрудников в последние годы были попросту выдворены из США и стран Европы по никем и ничем не доказанным обвинениям в разведывательной деятельности. Высылали планомерно, словно соревнуясь друг с другом: кто больше и громче. Одна Болгария с помпой лишила своих мест работы сразу 70 работников посольства России, прекратив деятельность генконсульств в ключевых городах страны. Ради чего? Да, по сути, просто так! Потому что покидающему свое кресло не солоно хлебавшему заезжему премьер-министру Петкову захотелось громко хлопнуть дверью. А точнее — захлопнуть дверь перед нашими дипломатами, выполнявшими свою миссию согласно всем конвенциям и двусторонним договоренностям.
Среди них оказался и мой старый знакомый, с которым мы работали в свое время в Болгарии — я собкором одной из центральных советских газет, он — сотрудником генконсульства советского посольства. После этого он длительное время был генконсулом в одной из прибалтийских республик, где оставил о себе очень добрые воспоминания у всех, кто с ним общался по разным вопросам. Заподозрить его в шпионской деятельности — для этого надо иметь очень богатую фантазию. Или вообще ничего в голове не иметь, кроме русофобского отношения к россиянам.
Да и с Японией высылка владивостокского консула — не первый случай шпионского скандала с разоблачениями на территории России. Даже известная в Японии газета «Токио симбун» в свое время в статье «Российские СМИ дружно сообщают о раскрытой ФСБ России информации о контактах японских военных дипломатов с обвиняемым в госизмене журналистом» открыто сообщала о том, что сотрудники японского военного атташата в Москве «проявляли особый интерес к вопросам военного экспорта России и ее военно-технического сотрудничества с различными странами, прежде всего, Китаем». Эти обвинения российской стороны были связаны с делом бывшего журналиста, ныне осужденного на длительный срок Ивана Сафронова за госизмену.
Газета тогда открыто предупреждала, что в «утечке» соответствующих конкретных сведений можно усмотреть стремление российской контрразведки «послать соответствующий сдерживающий сигнал Японии» в связи с ее излишне активной деятельностью по сбору закрытой информации в России.
Так что вызов нашего посла в МИД Японии и демонстративно заявленный протест в связи с задержанием консула страны во Владивостоке — не более, чем попытка хоть как-то оправдать действия своего подопечного, который, скорее всего, не ожидал публичного разоблачения своих неблаговидных дел, далеких от служебных обязанностей. Самое интересное, что на видео, которое распространило ФСБ, новоявленный разведчик признал свою вину в нарушении российского законодательства.