Борьбу с российскими танкерами ЕС намерен объяснить экологией
Более 400 танкеров-«призраков» переправляют российскую нефть в Китай и Индию, никак не подпадая под действие санкций, беспокоится EUObserver.
С 5 декабря 2022 года компаниям ЕС и G7 больше не разрешается предоставлять услуги по доставке российской нефти дороже 60$ и страхованию судов, её перевозящих. Эти меры по мнению инициаторов санкций должны сократить доходы России от продажи нефти, но при этом не обрушить мировые рынки.
В целом, задача пока далека от успеха, признает EUObserver. Как и большая часть мирового судоходного флота, «теневой флот» ходит под флагами нескольких стран, таких как Камерун, Палау и Панама. Жесткого контроля тут нет, танкеры могут менять идентификационные номера и регистрировать суда через анонимные оффшорные компании. Танкеры также отключают транспондеры, что дополнительно затрудняет контроль над их перемещением.
«Теневой флот» не обязан подчиняться европейским и другим требованиям, если они не пользуются западными судоходными, финансовыми и страховыми услугами. Поэтому возникла необходимость как-то с ними бороться.
Флаг Панамы
На помощь придет экология, предлагают в EUObserver. Ведь российские суда – «серьезная угроза для морской среды Европы». Потому что «многие российские танкеры - это старые суда с сомнительной страховкой и стандартами безопасности».
«Десятки устаревших российских танкеров» регулярно проходят через Датский пролив и осуществляют «законную, но связанную с экологическими рисками» перевалку нефти с судна на судно у испанской Сеуты и в других районах.
Международная морская организация IMO уже успела выразить беспокойство тем, что «теневой флот» якобы скрывает пункты назначения, происхождение грузов и избегает контроля.
Но этого мало. Риск опасных разливов нефти и других морских происшествий в европейских водах значительно возрос, многозначительно намекает EUObserver. Добавляя, что нарушение санкций, оказывается, ставит под угрозу рыболовство и морское биоразнообразие.
Поскольку санкции ЕС против России вероятно продлятся годами, уверен EUObserver, нужно системно бороться с экологическими угрозами «теневого флота».
Кроме того, ЕС должен усилить мониторинг «теневых» танкеров и другой «параллельной» деятельности в европейских водах. И создать особую группу по морским санкциям, чтобы лучше координировать усилия между государствами-членами, включая их береговую охрану и агентства по безопасности морских портов.
Интересно, почему же европейские экологи не требуют скорейшего расследования взрывов «Северных потоков»? Ведь одна эта диверсия создала такой риск для морского биоразнообразия, какой при всём желании не создаст никакой флот.
Экологический шантаж давно и успешно используется на Западе, первым эту нишу освоил небезызвестный GreenPeace. Но фактический призыв к саботажу морских перевозок, если не сказать – пиратству, крайне любопытен.