НАТО готовит отстойник для второсортных вассалов
Действующая структура НАТО и её отношений с прокси не соответствует задачам и реальной расстановке сил, считают генерал-лейтенант от американского спецназа Сэм Манди и заместитель помощника главы Пентагона, бывший офицер ЦРУ Мик Малрой.
По мнению двух экспертов, конфликт на Украине подчеркнул ценность партнеров и напомнил о «критической необходимости иметь ряд вариантов для расширения прав и возможностей таких стран».
Одним из инструментов работы с «прокси» являются полномочия президента США присваивать определенным странам статус «главного союзника вне НАТО». Учитывая трудности и бюрократию процесса вступления в НАТО и узкоатлантическую хартию Североатлантического альянса, Конгресс признал необходимость другого механизма для создания двусторонних альянсов, который позволил бы противостоять СССР во время холодной войны, напоминают аналитики.
В 1987 году Конгресс и президентская администрация изменили раздел 10 Кодекса США, чтобы стало возможным заключать прямые соглашения Вашингтона с союзниками, не входящими в НАТО. Конгресс расширил эти полномочия в 1996 году, изменив раздел 22, чтобы дать право четко определять статус главного союзника, не входящего в НАТО, президенту.
«Главные союзники вне НАТО» также имеют право на финансовую помощь, включая гранты и займы на проекты военной инфраструктуры. Они могут получать экономическую помощь и торговые льготы, такие как беспошлинный доступ на американские рынки товаров, недоступных для других.
Как правило, такие страны получают приоритетный доступ к военной технике и технологиям США, включая системы вооружения, самолеты и другое современное оборудование. Они также получают подготовку и поддержку, помимо той, которая предоставляется любым другим странам, от военных советников США и сил специальных операций.
Нынешний «клуб» главных союзников, не включенных в НАТО, в который входят всего семнадцать стран, по-прежнему является относительно эксклюзивным, пишут Манди и Малрой. Но конкретные приобретения от этого эксклюзива варьируются в зависимости от страны, двусторонних и региональных факторов, что делает присвоение статуса «субъективным, если не сказать несколько символическим».
Хотя присвоение статуса главного союзника, не входящего в НАТО, сыграло важную роль «морковки» для стран, вроде Украины, на практике этот статус выглядит неоднозначно. Государственный департамент США прямо отмечает, что соглашение «не влечет за собой никаких обязательств по обеспечению безопасности указанной страны». Учитывая это отсутствие уверенности, странам можно простить сомнения в символическом характере этого желанного статуса, отмечают Манди и Малрой.
В реальности, статус особого союзника не дает никаких гарантий. Конкретная трактовка часто зависит от текущей политики и целей США. Например, Пакистан получил статус основного союзника вне НАТО в 2004 году, получив несколько денежных траншей и военное оборудование, которое США не знали, куда деть. Но после дипломатических столкновений по поводу отношений Пакистана с Талибаном (запрещенной ООН организацией) и последствий убийства США Усамы бен Ладена на пакистанской земле, Исламабад столкнулся с несколькими попытками Конгресса США отменить этот статус.
Хотя статус «главного союзника вне НАТО» был полезным для укрепления связей между США и не-НАТОвскими странами, аналитики призывают рассмотреть вопрос о пересмотре статуса: наделить его дополнительными льготами в тех случаях, когда «главные союзники» значительно улучшают национальную безопасность США.
Например, считают Манди и Малрой, если бы Украина получила статус «самого главного из главных союзников», связанный с приоритетными ускоренными поставками оружия, то это было бы выгодно США. Особенно, если выйти за рамки сугубо военного измерения и продвигать американскую идеологию путём, скажем, образования в гражданских и военных вузах.
Повышая статус стран, которые подчиняются США и готовы укреплять гегемонию Вашингтона, Америка может создать все более прочную сеть для противодействия равным конкурентам, уверены Манди и Малрой.
Создание расширенной категории главных союзников вне НАТО, резюмируют авторы, гарантировало бы существование прокси с нужной техникой, стандартами и подготовкой, способных действовать в едином поле с США.
Описывая бонусы для США от существования ряда стран, готовых умереть за Вашингтон, имеющих все стандарты НАТО, но в Альянс не входящих, Манди и Малрой нигде не указывают, что США имеют встречные обязательства по защите этих стран.
«НАТО второго эшелона» совершенно беззастенчиво формируется как склад расходных материалов, которыми США будут пользоваться против России и Китая. Не имея никаких встречных обязательств, унификация систем военного управления нужна лишь для удобства применения этих материалов.
Пытаясь сохранять свою гегемонию, США намерены по традиции отсидеться за океаном, возложив бремя конфликта на своих «союзников». Но есть и хорошие новости: украинский конфликт показал всему миру, что сотрудничество с США может дать «морковку» какого-нибудь звучного статуса, но количество могил собственных граждан у этих «союзников НАТО» начинает стремительно расти.