Макрона назначили «смотрящим» Запада за Закавказьем
Сегодня продолжается дрейф Армении в сторону евроатлантики. Провокационная и вызывающая речь Пашиняна в Европарламенте (с обвинениями в адрес России уже не только в "сдаче Карабаха", но и в "подрыве демократии" в Армении) и другие его действия свидетельствуют о намерениях максимально интегрировать страну в проекты ЕС и, возможно, НАТО.
На этом фоне особую активность проявляет Франция, что выглядит как попытка геополитического реванша по итогам проигрыша в Нигере, где многолетнее французское доминирование заканчивается крайне бесславно. Парижу приходится выводить войска в крайне стесненных условиях.
Как сообщил Opex360, Нигер запретил доступ в свое воздушное пространство всем французским самолетам (в том числе зафрахтованным Парижем) и закрыл свою границу с Бенином, где в глубоководном порту Котону мог бы разместиться логистический узел.
Французские войска дислоцируются в Ниамее, Уалламе и Айору. Первым этапом вывода войск будет перегруппировка в Ниамей, что предполагает марш на 100 километров через территорию, где активно действуют террористы из Исламского государства Большой Сахары. Если маршрут выхода через Бенин невозможен, то единственный вариант — через Чад, из которого может быть организован «воздушный мост».
Контейнеры с имуществом отправятся в камерунский порт Дуала. Для этого им потребуется преодолеть в общей сложности более 2000 км и пересечь опасные районы, особенно на крайнем севере Камеруна, где присутствуют джихадистская группировка Боко Харам и Исламское государство (террористические группировки, запрещены в РФ) в Западной Африке (ISWAP). 5 октября этого года Минобороны Франции, однако, сообщило, что вывод войск из Нигера должен завершиться до конца года.
Это сложная и дорогостоящая операция, которая обойдется бюджету Франции в 400 миллионов евро и может поставить под угрозу оборонный бюджет следующего года. Старания Парижа войти в Большую Игру в Закавказье могут быть попыткой взятия геополитического реванша за понесенные унижения. Тем более, что ситуация в самой Армении этому благоприятствует.
Окончательное решение Азербайджаном «карабахского вопроса» совпало с активизацией франко-армянских отношений. Президент Армении Ваагн Хачатурян заявил, что Армения нуждается в «хорошем военном партнере» и обсуждает с Францией вопрос оказания военной помощи для противостояния Азербайджану. Как легко догадаться, под «плохим» партнером Хачатурян подразумевает Россию.
На вмешательство Франции отреагировал Баку. Ильхам Алиев предупредил, что Франция будет виновна в новом противостоянии на Кавказе из-за решения поставлять Армении военную технику. Предостережение прозвучало в телефонном разговоре с главой Европейского совета Шарлем Мишелем. Президент Азербайджана сказал, что готовность Франции поставлять вооружения Армении способствует не миру, а новому конфликту в регионе.
Алиев также уведомил Мишеля, что в настоящее время «под армянской оккупацией» находятся восемь карабахских сел, и подчеркнул «важность их освобождения». То есть, не только юридическое, но уже фактическое взятие контроля над Карабахом отнюдь не означает разрешения вообще всех территориальных претензий Азербайджана к Армении.
От участия в пятисторонней встрече с Арменией, Францией, Германией и Евросоюзом в испанской Гранаде, которая состоялась 5 октября, Баку отказался. Азербайджанское агентство APA сообщало, что причиной отказа стали проармянские заявления французских официальных лиц, визит министра иностранных дел Франции Катрин Колонны в Армению и обвинения главы Евросовета Шарля Мишеля в адрес Азербайджана. Кроме того, по данным СМИ, Франция и Германия не допустили к участию в переговорах Турцию, которую приглашал Баку.
Геополитический контекст происходящего понятен. Азербайджан является относительно крупным потенциальным поставщиком газа, в котором заинтересован Евросоюз, а также необходимой территорией для любых инфраструктурно-логистических проектов, подразумевающих перемещение товаров в Центральную Азию и обратно — в обход России.
Кроме того, в ЕС осознают степень партнерства Турции и Азербайджана. Усиление Анкары за счет выхода к Каспийскому морю в интересы европейцев не входит.
Соответственно, сохраняющиеся территориальные претензии Азербайджана должны вызывать европейскую реакцию — Армению Европе нужно усиливать для того, чтобы стратегическая ситуация с буфером-Арменией между Азербайджаном и Каспием с одной стороны, и Турцией с другой, сохранялась.
Опасения России в данном случае вызывают не конкретные образцы оружия, которые Франция намерена продать Армении (вооружения надо приобретать в комплексе и денег на это у Еревана нет), а сам факт таких договоренностей. Сделка может стать очередным шагом Еревана прочь от России с последующим заполнением освободившегося пространства западными интересами.
Франция в данном случае выступает закономерным «острием копья». Именно Париж является наиболее последовательным оппонентом Анкары. Франция регулярно поднимает тему геноцида армян в Османской империи, так что для сотрудничества с Ереваном информационный бэкграунд вполне благоприятен.
Американское издание 19fortyfive отмечает, что, поскольку Турция и США отдаляются друг от друга, Вашингтон теперь смотрит на Париж как на главного партнера НАТО по проецированию сил. На практике это выражается, например, в совместных антитеррористических операциях в Сахеле. Вашингтон поддерживает Париж в дипломатической и военной областях, пытаясь восполнить влияние, утраченное Францией в своих бывших колониях — ведь изгнание Франции из Африки косвенно бьет и по интересам Вашингтона.
Известно, что буквально накануне успешного наступления Азербайджана, Армения успела инициировать военные учения с Соединенными Штатами. И, по данным того же специализированного информационно-аналитического ресурса, у Армении есть потенциал стать крупным союзником НАТО, не входящим в альянс, сродни Южной Корее, Японии, Израилю или Украине.
В рамках актуализированной западной парадигмы, ось Вашингтон-Франция-Армения должна стать ответом тандему «Турция-Азербайджан», который вышел из категории доверенных вассалов США. Новая ось будет направлена и против России, потому что, пишет 19fortyfive, Москва незаметно сближается с Азербайджаном, в то время как «Армения дрейфует на Запад, а французская дипломатия является главным фактором взаимодействия в этом вопросе».
Попытки Армении инкорпорироваться в западный цивилизационный проект при текущем руководстве страны выглядят неизбежными. Никол Пашинян семимильными шагами «уводит» Армению из сферы цивилизационного влияния России и единого пространства, сформированного за последние годы (ОДКБ, ЕАЭС, многочисленные торговые и культурные, конфессиональные и социальные связи). Но это движение не в пустоту, а к одному из конкретных центров силы, существующих на планете. То есть — евроатлантический центр, выразителем мнения которых выступает Франция.
14 октября президент Армении Ваагн Хачатурян подписал закон о ратификации Римского статута — основополагающего документа Международного уголовного суда (МУС). Армения подписала Римский статут летом 1998 года, но в 2004 году Конституционный суд признал предусмотренные документом обязательства противоречащими Конституции страны. Правительство Армении вновь обратилось в высшую инстанцию по вопросу о Римском статуте в конце 2022 года.
Правительство Армении заявляет, что ратификация Римского статута обусловлена «широкомасштабной агрессией» Азербайджана в отношении Армении в сентябре 2022 года, а также «рядом грубейших военных преступлений», совершенных на армянской территории. Присоединение к МУС, отмечал Ереван, позволит обратиться в эту инстанцию для привлечения Баку к ответственности.
Эти объяснения не выдерживают никакой критики, убедительны лишь для наивных. Ведь именно Пашинян письменно отказался от территорий Нагорного Карабаха, зафиксировав их как земли Азербайджана. Соответственно, неясно, какие претензии могут быть предъявлены Азербайджану.
Весной этого года МУС выдал ордера на арест президента Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, а значит Армения вывела себя из перечня стран, куда российский лидер может отправиться, не подвергаясь риску ареста.
За рамками технической осуществимости этого акта, остается очевидным — Армения фактически и на уровне знаковых деклараций намерена не дружить с Россией.
Нельзя исключать, что разговоры о новом расширении НАТО возникнут уже в контексте «дрейфа» Армении на Запад, что, кстати, вовсе не гарантирует безопасность Еревана. Ведь, как показали в середине 1970-х Греция и Турция, страны НАТО вполне себе успешно могут воевать и между собой. Америка в эти конфликты не вмешивается, и развязка наступает по принципу «побеждает сильнейший», с последующей реализацией правила «горе побежденным».
Тем же в Ереване, кто полагает, что в «час Х» может вмешаться Франция, советуем прокрутить пленку назад еще раз внимательно посмотреть, чем закончилась эскалация вокруг Нигера.