Эксперты США ломают голову: как остановить походы флотов РФ и КНР к Аляске?
Для США очень важно оторвать Китай от России, пишет National Interest. В противном случае победа Вашингтона в стратегическом противостоянии будет труднодостижима, ведь военное сотрудничество Москвы и Пекина укрепляется. Например, Россия и Китай недавно завершили серию совместных воздушных и военно-морских учений «Северное взаимодействие-2023», охарактеризованных китайскими СМИ как «существенное проявление китайско-российского стратегического партнерства». Учения проходили у берегов Японии, напугав одного из самых важных сателлитов Америки в Азии.
Затем был совместный поход флотилий России и Китая к побережью Аляски. Представители администрации Байдена преуменьшили значение новости, подчеркнув, что патрулирование имело место в международных водах. Но многие аналитики усмотрели в этом формирующийся силовой блок в Азии, враждебный США.
Однако, пишет NI, американские комментаторы часто не понимают, как сами США помогли создать условия для усиления российско-китайского взаимодействия. Военное сотрудничество между Москвой и Пекином — это не просто неизбежное сближение государств-единомышленников, но ещё и прямой ответ на американскую игру мускулами в регионе. Под этим National Interest понимает переброску американской ядерной подлодки в Южную Корею, интенсификацию сотрудничества в рамках QUAD и попытки втянуть Индию глубже в орбиту интересов США. Вашингтон также провел знаковые военные учения с Японией и заключил сделку о размещении большего количества войск на Филиппинах.
Хотя принято преподносить такие действия как «пропорциональный ответ» и «предотвращение агрессии против Тайваня», для оправдания этой фразы Китай не дал ни единого реального повода. Но, резонно отмечает NI, в Пекине эти действия воспринимаются более чем серьезно. Когда Вашингтон сплачивает своих партнеров для демонстрации военной силы и еще больше интегрирует тихоокеанские государства в свою сеть военных союзов, Пекин видит в этом угрозу своим региональным интересам.
Теория международных отношений предсказывает, что государства часто предпочитают объединяться с другими, когда чувствуют необходимость уравновесить враждебные намерения соперничающих держав. Когда США укрепят свою военную позицию в Азии, Китай естественным образом увидит в России уравновешивающего партнера по коалиции, подчеркивает NI.
National Interest ставит в прямую зависимость от действий США то, что Россия и Китай, при всех объективных ограничениях этого партнерства, максимально усиливают сотрудничество в ключевых вопросах безопасности. И это, подчеркивает NI, не абстрактная «ось авторитарных держав», а обычная «реал политик»: если США наращивают военное присутствие в Азии, то Китай будет делать то же самое, а Россия выглядит естественным партнером.
Все еще есть возможности вбить клин между Россией и Китаем, предупреждает NI. Для чего нужно перенять политику Никсона, который воспользовался китайско-советским расколом для установления отношений с Мао Цзэдуном во время Холодной войны.
Необходимо поставить Китай в ситуацию выбора между военными преимуществами партнерства с Россией и экономическими связями с США, предлагает NI. И, считает издание, есть определенные успехи: после визита госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин в июне, Банк Китая объявил ограничения на транзакции российских клиентов с участием банков в нескольких западных странах, что может быть истолковано как примирительный жест по отношению к Вашингтону.
Безусловно, отношения Китая и России это в чистом виде «реал политик». Но обозреватели NI пытаются подменить стратегию тактикой.
Китай в любом случае останется стратегическим конкурентом США, с которым конфликт просто неизбежен. Поэтому обмен России на Китай нереален: причину для конфликта это не устранит.
Попытка предложить Китаю экономические бонусы в обмен на отказ от военного сотрудничества с Россией выглядит как очевидное стремление максимально сдержать военное развитие КНР на тот период, пока США будут развивать собственные вооруженные силы и консолидировать ресурсы, необходимые для главного конфликта XXI века.
Понимают ли это в Китае? Скорее всего — да. Но и Пекин руководствуется собственными интересами, поэтому, по мнению американских стратегов, вполне может поддержать определенные маневры США.
Россия не может позволить себе утратить статус «золотой акции» в балансе сил США и Китая. А это значит, что и военно-техническое, а значит научно-производственное развитие нашей страны должно быть на максимально-высоком уровне, и экономика должна быть такой, чтобы зависеть от внешних факторов как можно меньше, а иметь возможность дать партнеру — как можно больше.