«Мало демократии — накажем деньгами»: доктрина «кнута и пряника» от Брюсселя

    Еврочиновники недовольны происходящим в Венгрии, Словакии и Грузии.
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time07 авг 2024remove_red_eye77 137
    print 7 8 2024
     

    В обширном отчёте Европейского совета по иностранным отношениям (ECFR) описано видение будущего взаимодействия со странами Восточной Европы, которое может быть выражено формулой «Демократия за деньги». Восточную Европу евробюрократия видит в качестве наиболее уязвимых геополитических точек, в первую очередь в плане «российского влияния», и намерена максимально бороться с ним — или с тем, что на него похоже.

    Не будет преувеличением сказать, что образ врага в лице России и «руки Москвы» играет центральную роль во всех действиях ЕС. Еще в 2019 году президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен описала мандат комиссии как «геополитический».

    Однако, даже те страны, которые в ЕС считали уже инкорпорированными, в последнее время разочаровывают Брюссель. Например, Сербия и Грузия «переживают значительный откат от демократии и внутреннюю напряженность». А главное, что вызывает наибольшую тревогу у европейских аналитиков, стали «более уязвимыми для влияния России и Китая».

    Отдельными проблемами для ЕС являются Венгрия и Польша — и, хотя ECFR это не говорит прямо, специфика у этих проблем есть. Венгрия последовательно отстаивает свои интересы, которые всё чаще не совпадают с интересами Брюсселя, а Польша стремительно превращается в полноценный американский прокси, ведущей хоть и несамостоятельную по отношению к Вашингтону, но противоречащую интересам ЕС политику.

    Поэтому ЕСFR предлагает реформу по поляризации «кнута» и «пряника». Например, ЕС сократил свою финансовую помощь Молдавии с 101 млн евро в 2014 году до 90 млн евро в 2015 году, а в 2018 году заморозил пакет помощи в размере 100 млн евро для страны в ответ на выборы, которые «не соответствовали демократическим практикам». Хотя этот подход не привел к немедленному прогрессу в области демократии, он «послал правильный сигнал лидерам региона о „красных линиях“ ЕС в рамках его сотрудничества с партнерами», подчеркивают аналитики.

    В настоящее время ЕС начал применять подобные же методы в отношении Грузии за закон об «иностранных агентах». ЕС приостановил процесс вступления Грузии в ЕС и ее поддержку со стороны Европейского фонда мира на общую сумму 30 миллионов евро на 2024 год. По словам одного из официальных лиц ЕС, часть финансовой помощи Грузии в рамках текущего плана действий будет перенаправлена гражданскому обществу и НПО.

    Это не скрывается. До 2022 года прозападные НКО в Грузии, Молдове и Украине были главной силой «движения в Европу». Например, избрание президентом Молдавии Майи Санду является в значительной степени результатом того, что в молдавском инфополе был сформирован тренд на запрос так называемой «демократии» и «борьбы с коррупцией». Предлагая Молдавии перспективу членства, ЕС выразил готовность превратить ее в «стабильную демократию», подчеркивает ECFR.

    На Западных Балканах Брюсселю рекомендуется учесть эффективность мер, которые включали замораживание финансовой помощи — ограничительные меры против Республики Сербской в Боснии и Герцеговине в 2011 году и в Косово в 2023 году. Фонд реформ и роста на 2024 год для Западных Балкан впервые напрямую ставит доступ региона к средствам в зависимость от прогресса в проведении реформ.

    Европейские эксперты предупреждают — не надо раздавать деньги просто так. Теперь, мол, «следует более систематически выдвигать условия в отношении финансовой помощи», которую он предоставляет странам-кандидатам, подчеркивает ECFR. Например, звучит рекомендация «ввести более простой стандартизированный процесс замораживания средств, если в странах-кандидатах произойдет отход от демократии».

    Период с 2014 по 2022 год был отмечен отсутствием у ЕС политической воли продолжать расширение, сообщает ECFR. Но вот беда — без перспективы расширения «ЕС потерял свой самый эффективный инструмент продвижения демократии на Западных Балканах». «Морковка» перестала висеть перед носом восточноевропейского ослика, но свято место пусто не бывает. Страшно сказать, политике продвижения демократии ЕС приходилось конкурировать с так называемыми «российскими инструментами влияния» — общеизвестно, что этим малоконкретным аргументом на Западе объясняют любые возникающие социально-политические явления, противоречащие западным интересам.

    Помимо жесткого финансового давления, стратегия ECFR предполагает усиление уже известных инструментов soft power — например, расширения участия в программах ЕС, таких как Horizon 2020 и Erasmus +, представителей Западных Балкан, а также Грузии и Молдавии. В последнем случае, отметим, нужно сначала обеспечить выезд представителей мужского пола так, чтобы они не были принудительно мобилизованы прямо на границе.

    Эти же методы Брюсселю предлагается применять не только за пределами ЕС, в отношении реальных или фантомных кандидатов, но и внутри самого блока — в отношении Венгрии и Польши. А также к Болгарии и Румынии, которые, оказывается, присоединились к ЕС без полного соблюдения фундаментальных принципов».

    Фактически, подход ЕС есть ничто иное, как обычный неоколониализм. Потому что озвученная концепция ECFR совершенно не предполагает, что диалог ведется с государствами, которые не нуждаются в финансовой поддержке.

    Геополитический инструмент расширения влияния Брюсселя под многообещающим названием «политика расширения» является рабочим только при его использовании в отношении слабых и коррумпированных политических систем, где даже несколько десятков миллионов евро — существенный стимул.

    Средняя оценка: 5 (голоса: 1)