Во Франции испугались контроля России над Средиземным морем
Военные эксперты в Париже озаботились перспективой превращения большой части Средиземного моря в зону A2/AD, где воздушное пространство будет контролировать… российская ПВО. И турецкая, но это для Франции — меньшая проблема.
В Ливии по-прежнему работает протурецкое Правительство национального единства (ПНЕ), признанное ООН. А также Правительство национальной стабильности (ПНС) Усамы Хаммада, связанное с Ливийской национальной армией, которой командует маршал Халифа Хафтар. Последний считается близким к России, Египту и ОАЭ.
Турция уже подписала соглашение с ПНЕ о морских границах и создании военных баз, взяв ПНЕ на военное снабжение. 31 октября Анкара проигнорировала требование ЕС о досмотре грузового судна MV Kosovak, которое шло в Мисурату. Скорее всего, с грузом оружия.
Но куда больше опасений у Пятой республики вызывают контакты Хафтара с Россией. Тот успел принять в августе в Бенгази делегацию во главе с замминистра обороны РФ Юнус-беком Евкуровым, а через месяц и сам прилетел в Москву для переговоров с Путиным.
Париж опасается, что эдак Россия договорится с Хафтаром об обороне «нефтяного полумесяца» на востоке Ливии. Эти страхи разделяют и в Вашингтоне. Экс-посланник США в Ливии Джонатан Винер настаивает, что ключевая цель — во что бы то ни стало удержать Россию за пределами Средиземного моря.
Договорённость Москвы с правительством Хаммада означает расширение разведывательных возможностей РФ и создание зоны российской ПВО «всего в нескольких сотнях километров от побережья Франции, Италии и Греции», отмечают французы. По их мнению, Москва видит в качестве своей базы в Ливии порт Тобрук.
Самое важное в ливийском проекте России то, что он соответствует интересам сразу нескольких стран — и это повышает геополитическую устойчивость всего проекта. Этот проект означает также переход инициативы в Средиземноморье к Глобальному Югу, и теперь уже Европа и США вынуждены думать, как на него реагировать.
Что касается конкретной географии, то Средиземное море — это не только важные логистические потоки, существующие с незапамятных времен, но ещё и ресурсы на шельфе, в которых нуждается Ливия. Так что сотрудничество этой североафриканской страны с Россией может быть надолго. А значит, российская база в этой точке была бы весьма уместна для обеих сторон.