Почему Эрдоган не закроет Босфор для России
Босфор и Дарданеллы для России являются важной артерией для снабжения военных баз в Сирии. Точных данных по объему перевозок в открытых источниках нет, но известно, что российские БДК проходили Босфор и Дарданеллы в 2013 – 29 раз, в 2014 – 46 раз и в 2015 году - 41 раз.
С учетом технических характеристик применяющихся для «Сирийского экспресса» БДК проектов 775, 775М и 1171, а также ряда других задействованных кораблей, в среднем в год в Сирию перебрасывается 25 тыс. тонн грузов. Из которых 2/3 закрывают потребности исключительно сирийской армии. Просто потому, что на базах уже переброшенные в САР 1990 БТР явно без надобности. Впрочем, это частности. Главное, что возить грузы морем, конечно, проще и удобнее.
Однако не стоит думать, что МО РФ не просчитывало альтернативные варианты. Еще в 2015 году бывший командующий Черноморским флотом Игорь Касатонов отмечал полную проработанность запасных маршрутов снабжения российской группировки в Сирии комбинированным образом – с помощью ВКС и по суше через территорию Ирана, чтобы дальше из иранских портов в Средиземное море в обход Аравийского полуострова.
Вариант – из Балтики, вокруг Европы, в Средиземное море, тоже никто не отменял. Это конечно сложнее, дольше и дороже, однако вполне реализуемо. Значит, говорить о риске прекращения снабжения российских баз в Сирии говорить абсолютно преждевременно.
Если вообще уместно, так как никаких официальных заявлений о закрытии Босфора для чьих бы то ни было кораблей, тем более персонально российских, из Анкары в Москву не поступало. Все разговоры базируются исключительно на заявлениях частных лиц в турецкой прессе.
Более того, сами эти заявления базируются на словах турецких политиков о неизбежности закрытия Проливов для иностранных кораблей в случае «если безответственные действия рядя европейских стран в Средиземном море доведут ситуацию до объявления войны Турции».
Следовательно, во-первых, прекращение транспортного сообщения через Босфор пока является простым теоретизированием экспертного сообщества, во-вторых, направлено оно, прежде всего, против греко-французско-немецко-египетской коалиции, складывающейся против Турции в вопросе принадлежности сырьевых запасов шельфа Восточного Средиземноморья. На днях к антитурецкому блоку присоединился Израиль.
В складывающихся обстоятельствах Эрдогану очень не с руки принципиально ссориться еще и с Москвой, сегодня являющейся его последним, пусть и ситуационным, но мощным союзником. Турция подписала контракт на закупку второго полкового комплекта ПВО С-400 и очень торопится договориться о поставках минимум полусотни истребителей пятого поколения Су-57.
Из чего следует простой вывод. Слухи о перекрытии Босфора именно для российских военных кораблей банально инспирированы. Важно отметить, что источниками информации о турецких планах служат СМИ далеко не первой величины.
Целью операции является попытка подвигнуть российские власти на публичное «прояснение обстановки», что должно вызывать ответную «жесткую» риторику Анкары, тем самым осложняя ее отношения с Москвой, что, в конечном счете, должно ослабить позицию Турции в «средиземноморском споре».