Задачи России на фоне энергокризиса Евросоюза
Эпидемия коронавируса окончательно обнажила многочисленные кризисные точки как общемировой, так конкретно европейской экономики. Затронув фактически все ее основные рынки. Прежде всего – энергетический.
Конечно, по мере выхода из карантинных мероприятий есть основания ожидать восстановления масштабов промышленного производства, следовательно, возврата уровня спроса на базовые энергоносители. Однако целый ряд факторов указывает на то, что процесс возрождения затянется минимум на 1,5 – 2 года и на докризисные уровни скорее всего не выйдет.
В том числе по причине возникновения ранее не существовавших факторов политического характера. В частности, ввиду критичного обострения остроты процесса борьбы за власть в части реорганизации внутреннего устройства конструкции Евросоюза.
Сформировавшаяся общеевропейская бюрократия, в лице Еврокомиссии и с помощью Европарламента, стремится к официальному получению права собирать собственные налоги непосредственно в центральный бюджет ЕС. Из которых Брюссель планирует финансировать стратегическую модернизацию энергетической инфраструктуры Европы.
Ключевыми элементами программы являются:
- максимальное (в идеале полной автономности) сокращение зависимости ЕС от внешних источников первичных энергоносителей;
- доведение доли восполняемых источников энергии (ветро – и солнечная генерация) в общей структуре энергогенерации до 80% к 2045 году;
- доведение доли электроэнергии на транспорте (включая личный) до 90% (в идеале, исключая морской, – до 100%);
- полный отказ от атомной и угольной генерации, с заменой выпадающих мощностей дополнительными объемами ВИЭ и природного газа (на переходный период);
- замещением использования природного газа водородом, производимым на собственных мощностях в ЕС.
Анонсированная программа является безусловно сложной в техническом, финансовом и организационном смысле, но в целом, на уровне существующих технологий и перспективных разработок, вполне реализуема практически. Более того, именно ее масштаб, сложность и огромная финансовая емкость рассматриваются Еврокомиссией в качестве ключевого перспективного источника дальнейшего экономического роста ЕС на перспективу до середины текущего века.
Это значит, что в том или ином виде, она будет воплощена на практике вне зависимости от любых действий внешних и внутренних сил. Повлиять возможно лишь на отдельные сроки процесса. Следовательно, уже сейчас необходимо приступить к разработке соответствующих стратегий и практических мер.
В частности:
- приложить усилия к повышению роли и значимости Германии в структуре ЕС. В том числе для реализации франко-германского проекта «Европы двух скоростей». Планы Берлина по модернизации европейской энергетики носят менее революционный и более поступательный характер. Особенно в части расширения газовой генерации и превращения ФРГ в ключевого производителя водорода для нужд Европы за счет использования российских газовых поставок;
- с учетом разнонаправленности процессов (компенсации вывода мощностей угольной и атомной генерации за счет расширения ВИЭ, и перевода угольных станций на газ) в ближайшие 3 – 5 лет совокупный объем российского газового экспорта в ЕС вероятнее всего останется на уровне 180 млрд кубических метров в год. Перспектива его возможного увеличения будет зависеть от темпов реализации в Европе «водородной темы»;
- по этой причине стратегической задачей России становится ускорение переориентации энергетического экспорта на Китай и страны ЮВА;
- для надежного блокирования проникновения в Европу СПГ США России необходимо стремиться держать рыночные оптовые цены на природный газ в Евросоюзе не выше 3 долларов за МБТЕ или 80 – 90 долларов за тысячу кубических метров;
- то же касается перспектив поставок в Европу нефти и продуктов ее переработки. Прежде всего моторного топлива;
- важным перспективным направлением российского высокотехнологического экспорта (в том числе в Европу) в ближайшей перспективе станут промышленные электрические аккумулирующие установки (аккумуляторные системы). На данный момент готовые технологические решения для этой задачи сегодня на рынке отсутствуют. Что открывает для России возможность такие технологии у себя создать и на их основе развернуть промышленный выпуск готовых аккумулирующих станций. По аналогии с успешным экспортом российских АЭС.
- также вероятным новым направлением высокотехнологичного экспорта может стать «водородная тема». В самом широком смысле, от собственно готового водорода, то установок по его производству промышленного уровня. На данный момент существуют два принципиальных подхода к решению задачи: получать водород путем разложения воды и путем преобразования природного газа. Европа пытается пойти первым, но особых успехов пока не достигла. В любом случае технология потребует затрат значительного объема электроэнергии, получать который для России выгоднее из газа.