США пытаются приватизировать ООН
Считается, что Объединенные Нации являются механизмом соблюдения права и противовесом гегемонии любой отдельной страны. США предупредили Россию и Китай, что это не так.
Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук в интервью агентству Reuters заявил, что если представители РФ и КНР продолжат блокировать американские проекты резолюций Совета безопасности ООН о продлении иранского оружейного эмбарго, то Соединенные Штаты изолируют китайские и российские делегации от ООН.
Сказанное звучит невероятно, однако Хук привел довольно весомые доказательства. Американцам фактически удалось «приватизировать» Международное агентство по ядерной энергии, а также парализовать деятельность российских и китайских представителей в ряде других международных структур, созданных под эгидой Объединенных Наций.
Вопрос касается рубежной даты – 18 октября 2020 года – когда срок действующего эмбарго истекает. Вашингтон намерен его продлить, а Москва, Пекин и ряд других стран настаивают на его полном снятии ввиду исполнения Тегераном условий ядерной сделки.
Но это частности. На самом деле проблема заключается в другом. Утратил жизнеспособность сам базовый механизм ООН. При его создании считалось, что стороны, прежде всего, будут стремиться к взаимопониманию.
От того их резолюции изначально окажутся взаимоприемлемыми компромиссами, которые можно будет реализовывать на практике ко всеобщему одобрению. Решения, для любой из сторон категорически неприемлемые, от того заблокированные на основе права вето, не смогут получить возможности практической реализации вопреки позиции Совбеза.
С распадом СССР 30 лет назад баланс сил в Организации сильно сместился в сторону Запада и особенно Америки. За последние 20 лет положение вещей еще сильнее укрепилось. Вследствие чего ООН, как своего рода Верховный Судья планеты, полностью потерял практическую эффективность.
По всем ключевым вопросам Совет безопасности принимает либо совершенно беззубые, никакие по смыслу, и абсолютно не имеющие практического результата, абстрактные резолюции, либо не принимает никаких, взаимно ветируя проекты противостоящих сторон.
Такое положение дел в целом оказывается на руку Соединенным Штатам, проводящим собственную политику под лозунгом – так ООН все равно ничего не решает, а делать что-то в любом случае нужно. О законности этой линии можно спорить долго.
Пока был Советский Союз, который тоже мог плевать на вето американцев и делать силовым образом то, что считал нудным, СССР также свою внешнеполитическую линию продавливал.
Однако приходится признать, что пока для американцев она работает достаточно успешно. Именно это и позволяет им считать цель приватизации Организации объединенных наций на практике достижимой. Это заставляет задуматься не столько о необходимости серьезного реформирования современной конструкции международных отношений, сколько об усилении силового плеча внешнеполитического курса Москвы.