Зачем России "мягкая сила", если США давно от нее отказались? Часть вторая

Аватар пользователя Михаил Беглов
account_circleМихаил Бегловaccess_time25 июл 2020remove_red_eye402

Не будет даже малейшего преувеличения сказать, что Россия, к величайшему сожалению, проигрывает очередной раунд навязанной ей Западом информационной войны. Этот факт отражает и ежегодный рейтинг применения государствами «мягкой силы», которое проводит лондонское PR-агентство Portland.

Россия была впервые включена в 2016 году в «тридцатку» самых активных государств, но при этом стабильно занимает одно из последних мест – то 27, то 28.  Рейтинг оценивает «мягкую силу» того или иного государства по шести показателям (правительство, культура, образование, степень вовлеченности в решение глобальных проблем, бизнес-климат и цифровизация), а также с учетом опросов общественного мнения. При этом в первую «пятерку» вошли Англия, США, Франция, Германия и Япония. Что называется, без комментариев.

Вполне очевидно, что причина такого положения состоит в том, что в России, хотя с момента распада СССР прошло уже почти три десятилетия, до сих пор так и не выстроена новая эффективная система борьбы за умы и души людей, как внутри страны, так и за рубежом.

При этом созданная в ходе противостояния СССР и США и доказавшая свою высокую эффективность структура, в создании которой, кстати сказать, принимали самое непосредственное участие и мой отец, и Примаков-старший, и Арбатов, была, как и многое другое советское «наследство», полностью разрушена.

В осуществлении пропагандистской деятельности, направленной на создание позитивного образа СССР и противодействие западным усилиям, было задействовано огромное число государственных организаций, и в том числе министерство иностранных дел, министерство культуры, министерство образования, министерство обороны, госкомитет по физкультуре и спорту, КГБ и другие.

Они функционировали в тесной координации с общественными организациями, такими как Советский комитет защиты мира (СКЗМ), Советский фонд мира, Комитет советских женщин, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), профсоюзы и другие.

И по линии ССОД, и по линии СКЗМ в различные страны, как развитые, так и из числа «третьего мира» ежегодно выезжало огромное число делегаций, в состав которых входили представители общественности, известные ученые, писатели, деятели культуры.

Их главной задачей было налаживание связей с общественными, политическими и деловыми кругами других государств, а также разъяснение основных направлений советской внешней политики. То есть занимались тем, что сейчас принято называть «публичной дипломатией».

По мнению американских аналитиков, для пропагандистской работы за рубежом советское государство активно использовало и РПЦ, а также другие религиозные организации.

Доктринальное обеспечение советской пропаганды осуществлялось через подведомственные Академии наук СССР "мозговые центры", и, в частности, Институт США и Канады, Институт Мировой экономики и международных отношений и другие. Информационным обеспечением занимались специально созданное для этих целей Агентство печати «Новости», ТАСС, а также Гостелерадио СССР.

Хотя об «активных» и  «пассивных» методах продвижения «мягкой силы» тогда никто не знал, но СССР, конечно же, весьма широко и эффективно использовал все возможности, которые у него имелись в этой области. В том числе, членство в Совете Безопасности ООН, других международных организациях, структурах социалистического блока, таких как СЭВ.

Как, например, и те возможности, которые открывались в неправительственных организациях типа Всемирного Совета мира или по линии религиозных связей, а также на различных международных конференциях и форумах. ССОД, например, поддерживал контакты с 7500 организациями других стран, а также с различными деятелями в 134 государствах мира.

Если говорить об информационно-пропагандистской работе, то она возлагалась на ТАСС и Агентство печати «Новости». В ТАСС существовало специальное подразделение – Главная редакция информации для заграницы, которая готовила материалы для распространения в других странах, причем на самых различных языках – от английского до арабского. При этом многие материалы специально редактировались или препарировались конкретно с учётом специфики менталитета населения тех или иных стран.

Материалы ТАСС принимались примерно в 90 странах мира. Их подписчиками в годы расцвета являлись 325 мировых информационных агентства, газет, журналов и телерадиокомпаний мира, а также госучреждений и общественных организаций. Ежедневно «на за рубеж» готовилось до 300 информационных материалов. Сегодня, к величайшему сожалению, такой службы, кстати, «мягкой силы» не существует.

Может, пора возродить? Работают же до сих пор и «Голос Америки», и «Радио Свобода». Наши «партнеры» ни от чего не отказались.

Главной же ударной силой внешнеполитической пропаганды было АПН. Его предшественником было Совинформбюро (Советское информационное бюро), в составе которого имелось специальное управление по пропаганде на зарубежные страны.

 

В послевоенное время информация Бюро распространялась через 1171 газету, 523 журнала и 18 радиостанций в 23 странах мира, где были задействованы советские посольства за рубежом, общества дружбы, профсоюзные, женские, молодёжные и научные организации.

5 января 1961 год ЦК КПСС сделал подарок к моему дню рождению (шутка!) и своим Постановлением  создал на его базе Агентство печати «Новости»,  основная задача которого изначально была определена как ведение внешнеполитической пропаганды с целью формирования положительного образа Страны Советов, советского человека и советского образа жизни.

Интересно, что учредителями АПН стали  общественные организации - Союз журналистов СССРСоюз писателей СССР, Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и общество «Знание». То есть государство, якобы, не имело к ведению пропагандистской деятельности никакого отношения, что давало возможность для осуществления самых различных форм работы с зарубежной аудиторией, которые официальные власти себе не могли бы позволить.

Представительства АПН, которые являлись центром распространения информации об СССР за рубежом и работы с местной общественностью, были созданы в более чем 120 странах мира. Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн. экземпляров. Издательство АПН выпускало более 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн. экземпляров в год. Гигантский объем ее работы виден даже из этих цифр.

Одним из центральных подразделений АПН стала в свое время Группа политических обозревателей, которая была создана по инициативе моего отца, который всю свою жизнь проработал в этой структуре – сначала в Совинформбюро, а потом на посту первого заместителя председателя Правления был среди тех «пионеров», которые создавали АПН с нуля. Задачей группы, в составе которой в среднем работало порядка 10 человек, состояла подготовка комментариев и аналитических материалов по актуальным темам внутренней и внешней политики.

В архивах отца я нашел отчеты о публикациях материалов группы в зарубежной печати. В 1974 году, например, в прессе 54 стран были напечатаны 634 материала обозревателей, а в 1978 году 5635. Причем речь идет не только о материалах, которые были размещены прессой братских стран. Комментарии и аналитику группы печатали и крупнейшие западные газеты. У отца остался огромный архив с вырезками из ведущих американских, европейских, скандинавских газет с его комментариями.

Очень жаль, что в результате реорганизации уже в наше время созданное на его базе агентство утратило свои позиции как главного пропагандистского органа России.

Раз уж я упомянул КГБ, то не могу не сказать о его роли в пропагандистской активности СССР. Этим занималось Служба А Первого главного управления КГБ. Заметьте Первое, а не какое-нибудь там шестое.

Согласно существующему определению, «активные мероприятия» - это открытые или тайные  операции разведывательных служб, имеющие целью оказания влияния на представляющие интерес области политической жизни стран, их внешнюю политику, решение международных проблем, на введение противника в заблуждение, подрыв и ослабление его позиций, срыв его замыслов и достижение других целей.

Одной из задач «активных мероприятий» является воздействие на общественное мнение других стран, а также на действия отдельных лиц, государственных и общественных организаций.

Многое из того, что делалось в те годы и какие так называемые «активные мероприятия» проводились, вряд ли когда-нибудь станет достоянием гласности,  но завесу тайны слегка приоткрыл в своих воспоминаниях легендарный резидент КГБ в Индии Шебаршин, впоследствии ставший главой Первого управления.

«Рука ЦРУ ощущалась и в публикациях некоторых индийских газет. Мы, разумеется, платили той же монетой», - пишет он. По его словам, на поддержку партии Индиры Ганди и антиамериканскую пропаганду в Индии КГБ было потрачено свыше десяти миллионов долларов.

Чтобы убедить индийское правительство в происках США, КГБ фабриковал фальшивки под видом документов ЦРУ. Согласно отчётам советской резидентуры в Индии, в 1972 году для публикации в индийской печати из средств КГБ было профинансировано около четырёх тысяч статей, а в 1975 году уже пять тысяч.

А сегодня? Давайте не про Индию с ее 1,5 миллиардным населением. Давайте про бывшую советскую Прибалтику. Или Украину. Лучше не говорить...

В качестве небольшой передышки не могу не напомнить, что одним из первых тактику «активных мероприятий» использовал… Даниэль Дефо, который вошел в историю как автор романа про Робинзона Крузо.

В то время для Англии самой болевой точкой была проблема шотландского сепаратизма. Так, в 1704 году будущий писатель начал выпускать собственную газету «Обозреватель», которая просуществовала девять лет. Эта газета, вроде бы выражавшая интересы «вигов» (либералов, представлявших интересы буржуазии), на самом деле финансировалась из королевской казны и служила отличным прикрытием для проведения в жизнь политики королевы Анны.

Дефо даже временно перенес в столицу Шотландии Эдинбург издание своего «Обозревателя», выпуская его по 2-3 раза в неделю. Вот как сам Дефо описывал решаемые им задачи в письме к своему шефу лорду Гарлею:

«Быть в курсе всего, что предпринимается различными группировками против нашей унии, и постараться помешать их попыткам. Беседуя со здешними жителями, а также с помощью других доступных способов склонять сознание людей в пользу единения.

Опровергать в печати всякие выступления, порочащие идеи союза, самих англичан, английский двор во всем, что касается того же союза. Устранять всевозможные подозрения и беспокойства у людей относительно каких-то тайных происков против шотландской церкви».

Как он все это делал? Да очень просто. Дефо писал полемические статьи в 26 газетах и журналах самых разных направлений. Соответственно и его статьи носили противоречивый характер. В одной газете он излагал свое мнение, в другой нападал на него, в третьей издевался над автором второй статьи, в четвертой… и т.д. Так что, ничто не ново под луной.

Можно только сожалеть, что огромный накопленный в прошлые годы опыт наших предков практически не используется. А то, что делается сегодня, совершенно не соответствует требованиям нынешнего этапа информационной борьбы. Об этом в следующей части.

Средняя оценка: 4.8 (голоса: 4)