Анкара и Баку пока достаточно успешно реализуют план по Карабаху
Причиной нынешнего обострения в Нагорном Карабахе является сочетание трех факторов. С одной стороны, принципиальная несовместимость подходов Армении и Азербайджана к граничным условиям приемлемого решения проблемы. С другой – отсутствие способности сторонних «больших стран» принудить Баку и Ереван к миру, условно говоря, силой. С третьей – важное изменение внешних условий, давшее Азербайджану ресурсы, позволяющие рассчитывать на успех путем применения армии.
Ключевым толчком к решению азербайджанского руководства о начале боевых действий послужило предоставление военно-технической и, в ряде случаев прямой военной, помощи со стороны Турции. Также обеспечившей Баку своеобразные внешнеполитический зонтик от предсказуемого «международного возмущения».
Анкара в этом конфликте преследует цели, лежащие за пределами собственно Азербайджана. В первую очередь это демонстрация принципиально возросшего геополитического значения Турции в регионе, как игрока, способного влиять на процессы в сопредельных странах.
Далее, для закрепления Баку в зоне своих неоспоримых глобальных интересов, и формирования из него надежного коридора для продолжения экспансии в Среднюю Азию. В том числе, с попутным ограничением там значения Ирана. Как минимум, в прикаспийском регионе. С последующим проецированием своего увеличившегося регионального веса на Средиземное море и Ближний Восток.
Следует признать, пусть и с определенным оговоркам, что на данный момент этот план у Анкары и Баку реализуется достаточно успешно. Хоть и с существенными потерями, азербайджанской армии удалось прорвать линию долговременных укрепления Армии обороны Нагорного Карабаха и создать предпосылки для развития успеха в направлении ранее оккупированных армянскими силами семи азербайджанских районов, расположенных между границей Республики Армения и территорией собственно Карабаха.
В перспективе ближайших 10-15 суток стратегические цели операции вероятнее всего будут выполнены. После чего Баку согласится на переговоры о прекращении огня и перемирии, на условиях статус-кво. Вторгаться непосредственно в Карабах для Баку практического смысла не имеет. Полная изоляция НКР от Армении и без того постепенно принудит руководство НКР к росту договороспособности. Позиция Армении далее особого значения иметь уже не будет.
Положение России, в связи с этим, окажется сложным. И на первый взгляд даже несколько проигрышным. В первую очередь ввиду попыток Еревана переложить ответственность за неадекватность собственной политики на протяжении трех десятков лет на Москву, «не оказавшую помощь» и даже прямо «предавшую» своего союзника по ОДКБ. Тот факт, что Карабах территорией Республики Армения не является, армянской элитой будет откровенно игнорироваться.
Однако в стратегическом смысле происходящее открывает перед РФ ряд важных перспектив в части изменения политики не только в Закавказье, но и во всем постсоветском пространстве. Что сегодня особенно важно для перспектив Средней Азии.
Армении, и прочим странам из состава бывших советских республик, появится возможность показать, что сохранение дружеских отношений с Россией, не только критично важно для их собственного самосохранения, но и имеет четко обозначенную цену. В том числе, в виде обязательства по недопустимости у себя любой русофобии, а также осознания естественных ограничений на их многовекторность в части безусловности соблюдения приоритета российских интересов.
С текущего момента Москва готова помогать и усиливать только тех союзников, поддержка которых усиливает не только их самих в важных для них вопросах, но и способствует экономическому и внешнеполитическому усилению самой России. Как минимум, в регионе нахождения союзных стран.
В частности, в вопросе Карабаха, после победы Азербайджана, только от Москвы будет зависеть объем автономии, которую Баку согласится предоставить НКР в новых геополитических условиях.
В противном случае судьба региона останется в его собственных руках. И ответственность за последствия ляжет исключительно на правящие элиты Армении и Карабаха. При любом альтернативном варианте развития событий, ни США, ни Евросоюз, никакой действенной помощи им не окажут. Ввиду очевидной на это неспособности.
С другой стороны, в отношениях с Баку появляется перспектива дальнейшего развития. Как в части обозначения зависимости эффективности и экономической успешности взаимных связей от степени учета мнения Москвы относительно состава и широты полномочий автономии Карабаха. Так и в смысле оказания помощи по предотвращению политического и экономического поглощения Азербайджана Турцией.