Европарламент готов сказать «стоп» проекту Rail Baltica

Планы прибалтийских государств получить многомиллиардные дотации из Брюсселя на проект железнодорожной магистрали Rail Baltic могут пойти прахом
Аватар пользователя Админ
account_circleАдминaccess_time28 янв 2021remove_red_eye1 702
28 1 2021
 

Планы прибалтийских государств войти в новое десятилетие с многомиллиардными дотациями Брюсселя на региональный проект железнодорожной магистрали Rail Baltic могут пойти прахом: лоббистские группы стран Западной Европы в Европарламенте готовы торпедировать проект, если не получат в качестве компенсации крупные вложения на развитие собственной региональной инфраструктуры.

А это в условиях нынешнего глубокого экономического кризиса и заметного падения доходной части бюджета Евросоюза уже выглядит проблематично. Боливар не выдержит двоих, как говорил классик.

Больше всего Таллин, Ригу и Вильнюс раздражает тот факт, что для получения заветного чека ими и так было сделано многое, если не все: изменено национальное законодательство в угоду брюссельским чинушам, потрачены сотни миллионов евро собственных средств на предварительные работы и оценочные проекты, поставлен крест на развитой и давно действующей сети железнодорожного сообщения «старой колеи».

Rail Baltic все еще нет, а уже разорены десятки фирм и предприятий, для которых близость к старой железке была способом выживания. Тысячи людей пополнили ряды безработных.

Политики Прибалтики для получения заветного «Yes» летали по столицам Евросоюза, соглашаясь на многочисленные уступки и условия и игнорируя массовое недовольство оппонентов Rail Baltic у себя дома.

Серьезность создавшейся ситуации признала депутат Европарламента от Эстонии Яна Тоом. По ее словам, «деньги, очевидно, будут, но мы торгуемся по поводу того, из какого кармана их достанут». Говоря проще, Эстонию, Латвию и Литву категорически не устраивает, что деньги ЕС могут быть выделены не на безвозмездной основе и не по льготным тарифам.

Привыкшие жить на дотации Брюсселя прибалты меньше всего хотят платить за удовольствие из собственного кошелька, да еще с процентами. В этом случае Rail Baltic может их просто разорить.

Деньги на Rail Baltic застряли где-то внутри евросоюзовского «Бермудского треугольника» (Еврокомиссия – Европарламент – Совет ЕС). Решение откладывается раз за разом, собрания лоббистов и чиновников проходят по десятому кругу. А воз и ныне там.

По данным издания Politico, прежде сговорчивые и вечно уступчивые страны Прибалтики решили показать Брюсселю зубы. Если их условия не пройдут, то они готовы провалить ратификацию плана Евросоюза по восстановлению экономики союза после пандемии.

С учетом того, что все решения Брюсселя принимаются на общей основе, бунт прибалтов может вновь поставить на паузу реализацию бюджета ЕС, как это уже произошло летом-осенью 2020 года из-за «особой позиции» Польши с Венгрией.

Останется ли угроза прибалтов руководству ЕС просто словами или черный сценарий будет реализован, зависит от множества факторов. И два важных из них, как ни странно, НАТО и разлившаяся океаном по европейской политике ядовитая русофобия.

Если Брюссель закономерно указывает сторонникам Rail Baltic на его сомнительную экономическую состоятельность (расчеты свидетельствуют, что новая железная дорога не окупится даже в условиях дотирования), то прибалты давят на политическую составляющую: мол, это путь, связывающий регион с Западной Европой. Прежняя колея, за свою ширину называемая русской (1520 мм), в представлениях прибалтов «привязывает» регион к России, а этого никак допускать нельзя, убеждены они.

Не скрывают сторонники проекта и его ярко выраженный военный акцент. Как заявил летом 2020 года командующий штабом Объединенных сил НАТО, генерал Йорг Фолльмер, железная дорога с колеей европейского стандарта повысит мобильность военного блока при оперативной переброске бронетехники  и войск на восток. Ему вторит министр обороны Литвы Раймундас Кароблис, который подчеркнул, что железная дорога должна отвечать требованиям, выдвигаемым к передвижению военной техники, а не строиться исключительно как гражданский объект.

Понятно, что в нынешнем Евросоюзе, практически целиком оккупированном яростными русофобами от политики и масс-медиа, будет трудно поднять голос против, если в ход пойдут уже давно набившие оскомину клише об «угрозе с Востока». Уверены, и «американские партнеры» захотят поддержать своих прибалтийских вассалов ценным указанием Брюсселю, что выгодно Европе, а что нет.

Исход кулуарной битвы за Rail Baltic пока не ясен. Но что-то нам подсказывает, что делать окончательный вывод о необходимости строительства Rail Baltic будут вовсе не в прибалтийских столицах. А любой шантаж Таллина, Риги и Вильнюса только усугубит их переговорную позицию. Денег в Европе нет, особенно на излишне крикливую и не вполне конструктивную, особенно в контексте происходящего налаживания отношений между Европой и Россией, периферию.

Справка РУССТРАТ

Rail Baltic – проект новой высокоскоростной железнодорожной магистрали в Евросоюзе. Железная дорога протянется из Берлина через Варшаву, Каунас, Вильнюс и Ригу в Таллин и таким образом соединит Германию и Польшу с Прибалтикой. Ее особенностью станет отказ от так называемой русской колеи и переход на так называемую европейскую, которая на восемь сантиметров уже.

Проект Rail Baltic (Rail Baltica) существует с 2005 года, в 2007 году он впервые был включен в число приоритетных проектов ЕС и программу Европейских коммуникационных сетей (TEN-T). Выделены первые средства. Расчётная проектная стоимость все это время постоянно росла – с 3,8 млрд евро до 6 млрд, и теперь эксперты ожидают не менее 10 млрд евро общих расходов. Запустить первые поезда по маршруту Берлин – Таллин ожидается не ранее 2025 года.

В 2020 году из-за коронавируса и тяжелой экономической ситуации в Евросоюзе Еврокомиссия отказалась выделять сумму, запрошенную Литвой для прокладки отрезка магистрали Rail Baltic, - вместо 236 млн Вильнюс получил лишь около 29 млн евро. Летом 2020 года аудиторы Европейской счетной палаты провели проверку расходной части проекта новой железной дороги и сделали вывод о ее нерентабельности и необоснованности выросшей сметы.

Средняя оценка: 5 (голоса: 8)

Видео