Очередной аларм на тему – государство опять собирается ограбить народ
Как говорится, ничто не ново под Луной. Тема раздувания истерики вокруг анонсированного президентом России введения налогообложения на доходы с депозитов явно не взлетела. Теперь ей на смену пытаются раздуть новую.
Якобы Минфин нацелился на изъятие уже не доходов, а самих банковских вкладов, происхождение денег на которых владельцы не смогут объяснить.
Пресс-служба ведомства подтвердила, что соответствующий законопроект внесен в правительство Минюстом. А так как в нем нет четкого определения критериев подозрительности, значит «грабить собираются всех, у кого деньги в банках есть». Про их перечисление целевым образом для пополнения бюджета ПФР является лишь прикрытием.
Как это в подобных случаях уже не однократно случалось ранее, на реальные факты вброс действительно опирается, только, не на те, не так и вообще не про это.
Выделение ПФР в отдельную структуру в свое время было произведено с целью улучшения исполнения государством социального обязательства по пенсиям и повышения четкости в вопросы конкретизации реального числа получателей пенсий, а также увеличения прозрачности источников и размера требующихся сумм.
Следует признать, что она в итоге оказалась успешно выполнена. Доказательством тому служит не только четкость доведения пенсионных платежей до всех их получателей, но и та оперативность, с которой, например, семьи с детьми получили государственные дотации в рамках антикризисных мер в связи с карантином по COVID-19.
Однако решение одной задачи выявил другую, ранее сильно замыливавшуюся проблему. При фактическом соотношении 1 пенсионер на 1,2 работника, классическая солидарная система финансирования бюджета ПФР обеспечить не в состоянии.
На протяжении всего периода существования ПФР, его бюджет оставался строго дефицитным. В частности, на 2020 год его доход утвержден в размере 8,9 млрд рублей, а расход – в 9,04 млрд. Что предполагает дефицит средств в размере 118,4 млрд.
В перспективе, в том числе в результате изменения сроков выхода на пенсию, кассовый разрыв должен сократиться, а с 2022 даже выйти в ноль. Но пока бюджет дефицитный. В текущем году сумма пенсионных сборов ожидается на 29,8% меньше, чем соответствующий размер обязательств за тот же период.
Разница традиционно покрывается трансфертом из федерального бюджета. Поиск источников денег на ее покрытие как раз стимулирует самые разные инициативы. В том числе нынешнюю.
В целом, Минфин совершенно прав. По мере роста контроля над финансовой дисциплиной государство увеличивает размеры возврата в бюджет неправедно нажитого. От продажи конфискованного по суду имущества в текущем году ПФР получил около 21,4 млрд рублей.
Но воруют не только некоторые чиновники, уклонение от уплаты налогов имеет достаточно распространенный характер. Не тотально массовый, как в 90-ых и начале нулевых, но все равно существенный.
Наводить порядок в этом вопросе, безусловно, необходимо. Причем на юридически четком основании. А раз «внеплановые» деньги появятся, их желательно заранее пристроить. Так почему бы не для решения проблемы дефицита платежного баланса ПФР.
Другое дело, что, занимаясь узковедомственным вопросом, Минфин явно упустил общесоциальное значение инициативы. Особенно в информационном плане. И это плохо, так как не учитывает реалий. Чем алармисты сейчас и пытаются воспользоваться для раскачки очередного скандала с целью раскола между обществом и государством. Якобы желающим народ «на этот раз точно ограбить».
PS. Когда материал был написан, Минфин дал соответствующие разъяснения, которые развеяли надвигающийся аларм в СМИ и телеграм-каналах по этому поводу.