Ожидания Анкары от процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией

    Можно ли ожидать открытия новой страницы в армяно-турецких отношениях?
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time29 янв 2022remove_red_eye1 265
    print 29 1 2022
     

    Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу 30 декабря 2021 г. в прямом эфире телеканала 24 TV заявил, что будут предприняты позитивные шаги для нормализации отношений с Арменией. Чавушоглу также заявил, что при посредничестве России поступило предложение о назначении специального представителя по нормализации отношений с Арменией и что представители были назначены.

    В ходе беседы он также сообщил, что Россия хотела бы принять их у себя. На ежегодном отчетном собрании министр отметил, что: «Скоро также будут запущены чартерные рейсы. Необходимо определить дорожную карту, наладив прямые контакты, в том числе для двусторонних поездок. В этом процессе важно согласовать это с Азербайджаном». Иными словами, прежде чем говорить о России и Азербайджане, подчеркнем два важных момента: важность роли Москвы в этом взаимодействии, и внимание Турции к позиции Азербайджана в этом процессе.

    Правительство Армении объявило, что с 1 января снимет эмбарго на импорт турецких товаров, введенное в стране с декабря 2020 года в связи с поддержкой Турции Азербайджана в войне в Нагорном Карабахе.

    Консервативные рефлексы за 30 лет взлетов и падений

    Министерство экономики Армении в своем аккаунте в Facebook опубликовало сообщение о том, что «было принято решение не продлевать эмбарго на импорт турецких товаров в страну». Сближение двух стран происходит как раз к 30-летию распада Советского Союза и начала отношений между двумя странами. Прерванные дипломатические отношения между Анкарой и Ереваном за 30 лет пережили множество взлетов и падений. Предпринятые небольшие или критические шаги, иногда после реакции третьих стран, а иногда и националистов внутри страны, были отменены.

    В 2007 году президентом Турции стал Абдуллах Гюль. 19 февраля 2008 года в Армении президентом был избран Серж Саркисян. В период, когда в адрес Саркисяна сыпались обвинения в «мошенничестве», продолжались протесты против результатов выборов и многие главы государств находились в ожидании налаживания ситуации, чтобы направить свои поздравления, Абдуллах Гюль воспользовался возможностью, чтобы отправить Саркисяну отличающееся от традиционных поздравлений письмо. Он решительно высказался за развитие двусторонних отношений.

    В то же время Реджеп Тайип Эрдоган, который в тот период занимал пост премьер-министра, и министр иностранных дел Али Бабаджан также направили письма о добрых намерениях своим армянским коллегам. Саркисян, со своей стороны, положительно отреагировал на письма от новой администрации Анкары и объявил, что пригласит Абдуллаха Гюля на матч сборных Армении и Турции по футболу, который состоится в Ереване. А тем временем продолжались судебные разбирательства в отношении тех, кто использовал термин «геноцид» для событий 1915 года в Турции; поступало все больше сообщений о том, что к убийству армянского журналиста Гранта Динка причастны подразделения госбезопасности.

    Несмотря на реакцию националистических кругов обеих стран, после взаимных позитивных заявлений, продолжавшихся на протяжении нескольких месяцев, 6 сентября 2008 года впервые президент Турции прибыл в Ереван. В ходе этого однодневного визита, который стал поворотным моментом, президент Абдуллах Гюль после матча встретился с Саркисяном в президентском дворце, эти переговоры он позже охарактеризовал как «конструктивные и позитивные».

    Скорость, набранная в двусторонних отношениях, столкнулась с препятствием со стороны Баку

    После этого визита спустя 15 лет в двусторонних отношениях была набрана серьезная скорость. Наряду с тем, что Турция полностью открыла воздушное пространство Турции для самолетов Армении, дипломаты обеих стран в зарубежных представительствах стали принимать приглашения друг друга. Министры иностранных дел двух стран в течение нескольких месяцев встречались 6 раз в рамках международных встреч. Между тем, Турция, не желая портить тесные двусторонние отношения с Азербайджаном, также стремилась создать трехсторонний формат встреч Азербайджан-Армения-Турция.

    В сентябре 2008 года во время сессий Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была проведена трехсторонняя встреча не на высшем уровне. В январе 2009 года Ильхам Алиев, Эрдоган и министр иностранных дел Армении Налбандян вместе позировали перед камерами на саммите в Давосе. Однако Азербайджан не дал положительного ответа на дальнейшие попытки.

    На фоне всего происходящего, американские, турецкие и армянские СМИ также публиковали новости, отражающие позитивную атмосферу, и писали в этих новостях некоторые заявления относительно того, что скоро откроются границы и что в ближайшее время будут установлены дипломатические отношения.

    Эти заявления вывели на поверхность реакцию Баку, который до этого дня хранил молчание перед общественностью. Дело дошло до того, что президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался приехать в Турцию, где 6-7 апреля 2009 года на встрече Альянса цивилизаций собрались многие мировые лидеры. Президент США того периода Барак Обама, который «с радостью следил» за сближением Еревана и Анкары, пообещал встретиться с Алиевым тет-а-тет, если тот приедет на встречу в Турцию, однако это обещание не повлияло на принятое Алиевым решение.

    9 апреля 2009 года из министерства иностранных дел Азербайджана поступило заявление о том, что Азербайджан не приемлет открытие турецко-армянской границы. В этой обстановке министр иностранных дел того периода Али Бабаджан отправился с визитом в Ереван.

    После визита его армянский коллега Налбандян заявил, что «они отметили прогресс по вопросу открытия границ, однако окончательной договоренности достигнуто не было». Наконец, 22 апреля 2009 года министерства иностранных дел Турции, Армении и Швейцарии выступили с совместным заявлением и объявили, что обе страны «договорились о всеобъемлющей основе и определили дорожную карту по нормализации».

    Однако детали дорожной карты не разглашались. Тон критики в азербайджанской прессе стал настолько резким, что даже печатались заголовки «Турция продает Карабах». И Баку предпринял попытку повысить цену на природный газ, который он продает Турции через SOCAR (Государственную нефтяную компанию Азербайджанской республики).

    Прагматизм Эрдогана: его отказ от всего достигнутого

    В этой связи, менее чем через месяц после совместного заявления, премьер-министр того периода Тайип Эрдоган выступил с заявлениями, противоречащими всему тому, что было достигнуто во время его визита в Баку 14 мая 2009 года. В своем выступлении в азербайджанском парламенте он сказал: «В последнее время атмосферу братства пытались очернить ложными новостями, словно пытаясь раздуть бурю в стакане воды. После полной оккупации Арменией Нагорного Карабаха двери закрылись. Двери откроются только тогда, когда это прекратится, мы не сделаем ни шагу, пока не договоримся в этом вопросе с нашими азербайджанскими братьями». ​​

    В ответ на эти слова президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что «уже и не сомневается в этом», и поблагодарил Эрдогана. После этого националистические партии в армянском парламенте выступили с критикой протоколов по улучшению отношений. В различных городах прошли демонстрации с протестами. Саркисян попытался успокоить волнения, заявив, что Турция станет их крупным торговым партнером.

    Затем, начав с Парижа, он отправился в заграничные поездки, чтобы убедить диаспору. Во время этих поездок он столкнулся с лозунгами «предатель». Самая сильная реакция поступила от Конституционного суда Армении (КСА). Суд сделал заявление о том, что «необходимо требовать компенсаций также и для жертв геноцида». Это заявление было значимым, поскольку все виды международных договоров в Армении перед отправкой в парламент должны быть одобрены КСА.

    «Новая страница в турецко-армянских отношениях»

    В сентябре 2020 года произошло критически важное событие с точки зрения одной из причин, приведшей к застопориванию предпринятых до настоящего времени шагов. Начались столкновения в Нагорном Карабахе. В этой войне Турция оказала полную поддержку Азербайджану как в части оборонной промышленности, так и в части дипломатии.

    9 ноября 2020 года было подписано соглашение. Армения отступила из семи районов вокруг Нагорного Карабаха, а Россия стала выполнять функцию миротворческих сил в Нагорном Карабахе. Спустя месяц после этого события президент Эрдоган сделал заявление о том, что «представляется возможным открыть новую страницу в турецко-армянских отношениях». Он также сообщил, что они договорились с Алиевым по этому вопросу.

    Наконец, в декабре 2021 года Турция и Армения назначили представителей для проведения прямых переговоров. Представителем от Турции был назначен бывший посол в Вашингтоне Сердар Кылыч, Армения выбрала своим представителем заместителя председателя Национального собрания Рубена Рубиняна.

    Переговоры в Москве

    Спецпредставители, назначенные Турцией и Арменией, 14 января провели первую встречу в Москве. В письменном заявлении после встречи МИД Турции сообщил, что достигнута договоренность о продолжении переговоров без предварительных условий, место и дата второй встречи будут определены отдельно. В заявлении, сделанном Арменией, была высказана надежда на установление дипломатических отношений с Турцией по итогам переговоров, которые будут проведены «без предварительных условий». Анкара и Ереван отнеслись к переговорам с осторожным оптимизмом.    

    Специальные представители договорились вести процесс нормализации посредством гибких делегаций, состав которых может меняться в зависимости от содержания и масштабов переговоров. Наряду с установлением дипломатических отношений, важными темами процесса нормализации были обозначены открытие границ, возобновление работы железнодорожных и автомобильных транспортных линий и установление торговых отношений.

    Президент Реджеп Тайип Эрдоган в своем выступлении перед послами Европейского Союза (ЕС), которых он принял 13 января, сообщил:

    «Мы вступили в новую эру на Кавказе. После этого события мы запустили процесс нормализации отношений с Арменией. Для того, чтобы предпринятые шаги принесли ожидаемые результаты, Армении следует правильно использовать возможность установления мира в регионе и установить позитивные отношения с Азербайджаном».

    Международное сообщество также выступило с поддержкой этих начинаний. Его слова были также положительно восприняты в первую очередь США, а также странами ЕС и Россией.

    Стороны включили в повестку дня некоторые меры по укреплению доверия до начала переговоров в Москве, чтобы процесс нормализации мог начаться в более здоровой обстановке, и чтобы заручиться поддержкой общества обеих стран. Стало известно, что со 2 февраля будут запущены чартерные рейсы Стамбул-Ереван, о чем в декабре сообщил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, и что в этой связи компании Pegasus и Flyone взаимно будут выполнять прямые рейсы. В заявлении, сделанном в начале января, Армения сообщила о снятии эмбарго на турецкие товары.

    Сложности процесса: политические интересы и общественные реалии

    Анализ, проведенный со стороны Анкары и Еревана, свидетельствует о том, что процесс пойдет по сложному пути, и что для полной нормализации отношений стороны должны преодолеть как внутренние, так и внешние факторы. Главной сложностью этого процесса является различие в интерпретации событий 1915 года турецкой и армянской общественностью и тот факт, что они десятилетиями находились в глубоком противостоянии. Сторонам следует обращать приоритетное внимание на сферы, подходящие для сотрудничества, как, например, экономика, торговля и транспорт, а не на вопросы, по которым они имеют категоричную позицию.

    В последнее время во внутренней политике Турции образовались глубокие пробелы. Ощутимо усугубился как политический, так и экономический кризис. В кулуарах Анкары поговаривают, что Эрдоган даже рассматривает возможность войны. Другими словами, этот процесс, начатый между Анкарой и Ереваном, по внутриполитическим причинам снова зависит от прагматичного подхода Эрдогана и его партнера-националиста Бахчели.

    Более того, некоторые ключевые западные страны серьезно обеспокоены тем, что Турция может начать новую войну по согласованию с Азербайджаном. Они полагают, что Эрдоган будет яростно ставить на карту национализма, чтобы победить на выборах, и что он обязательно развяжет войну на каком-то близлежащем участке.

    В этом смысле довольно убедительно звучат сомнения в том, что власть Пашиняна убедит свой народ. В центре диалога стоит вопрос о Зангезуре, но в то же время, это является и одним из самых слабых мест Пашиняна. Можно предположить, что Анкара заставит Ереван контактировать с Баку, и это, возможно, будет не настолько сложно, в сравнении с темой открытия торгового коридора в Зангезуре.

    Хотя безусловно обнадеживающими шагами в качестве мер по снижению этого риска представляются и снятие Арменией эмбарго на турецкие товары, и начало гражданского авиасообщения между двумя странами. Также хорошим развитием событий стало бы предоставление возможности близлежащим муниципалитетам и местным жителям по обе стороны границы озвучить свои ожидания по вопросу приграничной торговли.

    Средняя оценка: 4.3 (голоса: 6)