Анонсы

    Справится ли Байден с новым Ближним Востоком?

    Перевернет ли Байден трамповскую страницу или вынужден будет следовать курсом своего оппонента?
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time30 ноя 2020remove_red_eye927
    print 30 11 2020
     

    Если Джо Байден все-таки продавит законы и конституцию США и станет новым 46-ым президентом США, то на Ближнем Востоке ему достается непростое политическое и геополитическое наследство, которое он намерен корректировать на базе существующих политических доктрин демократической партии. Такое создается общее впечатление у многих зарубежных и российских экспертов, хотя в предвыборной программе самого Байдена Ближнему Востоку отведено место меньше абзаца.

    Считается, что он, в отличие от Дональда Трампа, будет выступать в качестве либерального реалиста, «по следам Барака Обамы», но уже не столько для продвижения, сколько закрепления в этом регионе мира роли Америки, чтобы осуществить потом бросок на Китай.

    Плацдарм готовящейся «атаки» - удары и резкая критика по авторитарным режимам на Ближнем Востоке в самом широком диапазоне - от Морокко и Египта на севере Африки, от Турции до арабских монархий в Персидском заливе, от чего отказалась администрация Трампа.

    То есть, политике США на Ближнем Востоке возвращается идеологическое содержание с демократической начинкой, что может придать ей определенный динамизм и маневренность, хотя в целом это сопряжено с развалом созданной Трампом неустойчивой, но все же какой-никакой региональной стабильности.

    Поэтому заявленные ранее некоторыми членами команды Байдена цели « сохранить значимую роль США в этом регионе мира при оптимизации собственных издержек вовлечения, одновременно вырабатывая механизмы, при которых страны региона будут способны сами справляться с основными вызовами», провисают.

    Экспертное сообщество выделяет несколько направления действий Байдена на Ближнем Востоке. Первое: Иран, вокруг которого вертелось почти все: Израиль, Сирия, Ирак, Саудовская Аравия, одна из близких Ирану сил - "Ансар Аллах", или хуситы Йемена. Администрация Байдена будет нацелена на восстановление всего того, что было создано дуэтом Обама – Байден вместе с другими странами в 2008 – 2016 годы.

    В этом ряду находится ядерное соглашение с Ираном – наиболее яркий успех на международной арене. Байден намерен вернуть США в число стран, подписавших ядерное соглашение, начать процесс отмену интиранских санкций и постепенной интеграции Ирана в мировую экономику и финансовую систему. При этом будут выставляться следующие задачи.

    С одной стороны, Иран будет выставляться в качестве геополитического противовеса возрастающей региональной роли Турции, как страна, обладающая огромными природными богатствами, прежде всего энергетическими.

    С другой, такая политика США будет способствовать укрепления в Иране сил так называемого либерального направления, которые будут демонстрировать не только прозападную направленность во внешней политике страны, но и вести дело к демократизации иранского режима.

    Прогнозируется, что на этом пути Байден столкнется внутри США с сильной оппозицией со стороны Республиканской партии, а также со стороны Израиля и арабских государств региона, возглавляемых Саудовской Аравией.

    Второе направление: израильско-палестинский конфликт. Байден ясно дал понять, что будет соблюдать международное право и резолюции Организации Объединенных Наций, не признавая израильские поселения на оккупированных территориях законными, выступая против любой аннексии Западного берега и поддерживая решение о создании двух государств как лучший вариант для политического урегулирования конфликта.

    Третье: Байден настроен иначе взглянуть на Саудовскую Аравию. Не отказываясь от сотрудничества с королевством полностью, новая администрация США попытается рационализировать отношения с ним, насколько это возможно. Такой шаг будет включать в себя отказ от безусловной поддержки Вашингтоном наследного принца как по политическим, так и по моральным причинам, а также сокращение поддержки операций в Йемене.

    В то же время вряд ли он будет последовательным в стремлении стимулировать демократизацию в Саудовской Аравии. Ведутся острые дискуссии между республиканцами и демократами о степени поддержки Израиля, отношениях с Саудовской Аравией и мерах по недопущению создания Ираном атомного оружия. Стратегия, выбранная демократами, предполагает поиск компромисса.

    Республиканцы, напротив, делали ставку на давление на Тегеран с целью довести его до безоговорочной капитуляции. Но на данном этапе сложно говорить о том, как изменится глобальная стратегия США, в том числе и на Ближнем Востоке. Существуют только методологические основы общего характера по ближневосточной политике, вокруг которых вертится пока вся экспертиза.

    Средняя оценка: 4.2 (голоса: 6)