Турецкий гамбит и курдские пешки

    Внезапная сдача «несгибаемых» позиций Турции добавит нестабильности нескольким регионам
    Аватар пользователя Институт РУССТРАТ
    account_circleИнститут РУССТРАТaccess_time08 июл 2022remove_red_eye12 170
    print 8 7 2022
     

    Совершенно неожиданный разворот Анкары на 180 градусов по отношению к Швеции и Финляндии закономерно стал одним из самых громких инфоповодов прошедшего в Мадриде саммита НАТО. Вопреки прежним громким заявлениям о неприемлемости приема Швеции и Финляндии, Турция подписала трехсторонний меморандум.

    НАТО действует на основе консенсуса, а это означает, что президент Турции Реджеп Эрдоган мог бы заблокировать вступление Финляндии и Швеции в альянс, если бы его требования не были выполнены, что он и пригрозил сделать. Как сообщается, прорыв произошел после четырехчасовых переговоров незадолго до начала саммита и позволил начать процесс включения Финляндии и Швеции в альянс.

    Напомним, Анкара требовала, чтобы Швеция и Финляндия прекратила поддерживать курдские вооруженные группировки, такие как РПК, и сняли запреты на продажу некоторых видов оружия Турции. РПК, признанная «террористической» группировкой в Турции, Европейском союзе и Соединенных Штатах, с переменным успехом воюет против Турции с 1984 года, добиваясь автономии.

    Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что условия сделки предполагают, что Швеция активизирует работу по запросам Турции об экстрадиции подозреваемых боевиков и внесет поправки в шведское и финское законодательство, чтобы ужесточить подход к курдам. Столтенберг также заявил, что Швеция и Финляндия снимут свои ограничения на продажу оружия Турции. Финляндия и Швеция обещали не вводить эмбарго в области оборонной промышленности в отношении Турции и предпринять «конкретные шаги по выдаче преступников-террористов».

    Высокопоставленный представитель администрации США сообщил агентству Рейтер, что Турция не связывала свой давний запрос на американские истребители F-16 с обеспечением сделки. Ранее США запретили Турции приобретать истребители F-35 после того, как Анкара приобрела у России систему противоракетной обороны С-400 в 2017 году.

    Эрдоган заявил перед отъездом в Мадрид, что будет настаивать на сделке с президентом США Джо Байденом по поставке истребителей F-16. Ожидается, что Байден встретится с Эрдоганом во время саммита. По мнению западных обозревателей, все еще потребуются месяцы, чтобы Финляндия и Швеция официально вступили в НАТО, поскольку их вступление в альянс должно быть ратифицировано всеми отдельными государствами-членами.

    Резкая смена позиции Эрдогана должна иметь веские причины. К очевидным можно отнести снятие с повестки дня конфликта с Вашингтоном из-за приобретения С-400, определенные электоральные бонусы – в Турции ровно через год выборы президента, отмену эмбарго на поставку образцов вооружений.

    К неочевидным, но возможным относится пакет экономических бонусов – инфляция остается серьезнейшей проблемой для Турции, а национальная валюта потеряла половину стоимости только за последние месяцы. Запрос финансовой поддержки выглядит вполне логичным шагом. При этом Эрдоган сохраняет значительное пространство для маневра. На ратификацию приема двух стран уйдут месяцы, и при необходимости Турция может отозвать свое согласие, если поведение Швеции и Финляндии – а также Вашингтона – не будет удовлетворять желания Анкары.

    Главным проигравшим на Западе немедленно назначили Россию. Что, разумеется, было бы слишком поспешной и однобокой оценкой. Трехсторонняя договоренность может активизировать многие процессы в различных регионах.

    Кто будет новым другом курдов

    В Турции проживает 14 миллионов курдов, что делает их одной из крупнейших этнических групп в мире, не имеющих родины. Их 30-миллионное население разбросано по Турции, Ираку, Ирану и Сирии, а также в диаспорах по всему миру. Союзники курдов – это очень переменчивое явление, в зависимости от исторического момента, к ним можно было отнести и США, и Сирию, а в противниках иногда числились Ирак и Иран. Курды остаются главной партизанской угрозой Турции, борьбу с которой Эрдоган во многом обозначил как приоритет своей внешней политики.

    В данный момент Турция проводит военную операцию на севере Сирии и Ирака, задача которой объявлена как создание 30-километровой зоны безопасности к югу от своих границ. Первыми «зачистят от террористов» районы Телль-Рифат и Манбидж, после чего возможно распространение на районы Айн-аль-Араб и Айн-Иса. Примечательно, что Эрдоган заявлял, что оружие курдам поставляют США – что добавляет измерений происходящим процессам.

    В случае, если ЕС действительно выполнит «курдский» пакет желаний Эрдогана, то курды будут искать себе новых друзей. Которыми, в зависимости от текущей ситуации, могут быть Россия, США, Сирия, Иран, ОАЭ и множество других потенциальных выгодополучателей, которым необходим инструмент давления на Турцию. Учитывая массу оружия, которое было поставлено на Украину, а после обнаруживается в даркнете в свободной продаже, не будет ничего удивительного в том, что у курдов появятся современные системы вооружения.

    Вовсе необязательно, что партнерство будет стабильным и продолжительным. Постоянные предательства курдов партнерами стали печальной традицией, а это значит, что курдские отряды могут вести достаточно хаотичную внешнюю политику.

    Проблемы Швеции и не только

    Трехсторонний меморандум повлияет на внутриполитическую обстановку в Швеции, где курдская диаспора достаточно велика и обладает определенным влиянием. На территории Швеции проживают порядка 100 тысяч граждан Курдистана. Кроме того, курдское происхождение имеют шесть членов парламента в Стокгольме. Соглашение с Турцией выводит Швецию из категории «тихих гаваней» для курдов, что наверняка вызовет социальную и политическую реакцию на тех уровнях, которые доступны курдам и им симпатизирующим.

    Курды уже заявили, что выступают против самого принципа экстрадиции любого политического деятеля, из какой бы страны он ни был. Отмечая, что реализация соглашения с Турцией повлияет, прежде всего, на репутацию самих Швеции и Финляндии, на права человека, свободу, демократию и все шведское общество.

    Ситуация в целом выглядит ещё более неприглядно. Фактически, англосаксонский блок в лице США и Великобритании, нуждаясь в укреплении ударного кулака против России, «продавил» через ЕС прием в НАТО Швеции и Финляндии, в ходе чего целый народ стал разменной монетой. Как и внутренняя политика ЕС и, отдельно, двух северных стран.

    Прием Швеции и Финляндии в НАТО окончательно хоронит субъектность ЕС – если раньше он отдал на откуп Вашингтону лишь экономику, то теперь Евросоюз добровольно лишил себя безопасности на северном направлении. Россия неизбежно будет реагировать на угрозу у себя под боком, причем с использованием всех доступных технических средств.

    Хотя ситуация с приемом Швеции и Финляндии в НАТО сдвинулась с мертвой точки, до официального вступления этих стран в альянс пройдет ещё много времени. Вряд ли стоит ждать возникновения в ЕС мощной общественной реакции в поддержку курдов, которая заставит пересмотреть решение о приеме Швеции и Финляндии. Слабым звеном здесь можно считать лишь Турцию, которая многократно демонстрировала умение стремительно менять «категорические» позиции.

    Однако, теперь в ЕС возникла мощная этническая курдская оппозиция, которой по большому счету терять нечего. Стабильности ЕС такой социальный фактор точно не добавит.

    Можно сказать, что «сдача» курдов в обмен на благосклонность Турции нарушила статус-кво на Ближнем Востоке, усугубила ситуацию с безопасностью ЕС на северном направлении, заставила Россию разрабатывать меры противодействия усилению НАТО, создала негативный социальный фактор в Швеции и Финляндии. А также засвидетельствовала очередное падение авторитета ЕС на международной арене. При этом у Эрдогана остается возможность в любой момент отозвать согласие – хотя все вышеперечисленные процессы быстро затормозить вряд ли удастся.

    Средняя оценка: 5 (голоса: 11)