Пашинян давно стал проблемой не только для Армении
Существует мнение, что для России важнее удерживать ситуацию, в которой региональные конфликты можно решать без участия США, и потому Россия так терпима с Турцией в её закавказских стремлениях. Дескать, есть договорённости с Турцией по Сирии и Ливии, благодаря которым мы там не несём особых потерь, и в Закавказье лучше иметь дело с Турцией, чем с США. И потому Россия медлит с Карабахом, не видя оснований улучшать положение ставленника Сороса Пашинина и усиливать тем самым позиции американцев.
Однако эти построения безосновательны, так как Турция – член НАТО, и её воцарение в Азербайджане означает вступление его в НАТО с выходом США к Каспию. То есть опасная игра с Турцией в карабахском кейсе не спасает Россию от прихода США в Закавказье.
В Армении США и так имеет самую крупную дипломатическую базу, ведутся переговоры о предоставлении Армении массированных американских военных кредитов, в Конгрессе ходит документ о введении в Армению американских миротворцев.
Да, и для США нет проблемы отодвинуть Турцию от Азербайджана после того, как тот сможет восстановить с помощью члена НАТО свою территориальную целостность. Да, при Алиеве таких стремлений не было, но замена Алиева при определённых условиях на ставленника клана Пашаевых – для США вопрос мотивации, времени и техники.
В этом случае мы получаем США в Закавказье, и все расчёты о том, что лучше Турция, чем США, летят прахом. Вся проблема в том, что до начала геноцида армян в Карабахе Россия не имеет юридических оснований для прямого вмешательства – Пашинян делает именно то, ради чего его и поставили.
Но поскольку ставило Пашинина глубинное государство США, и во власти Армении уже давно нет пророссийских сил, то совсем не факт, что с потерей Карабаха в Ереване сменится премьер-министр, или он сменится на более дружественное России лицо. Больше шансов на то, что и Пашинян останется, и США в Армению войдут, и Турция проторит США дорогу к Каспию.
Предвидя это, в борьбу в Закавказье включился Иран, чего не было больше столетия.
Возникает ситуация, когда на российском заднем дворе три иностранных державы борются за доминирование, никак не учитывая интересы самой России. И прежде всего потому, что после распада СССР на территориях его бывших республик создалась ситуация свободной геополитической конкуренции на внешне законных основаниях. Республики СССР теперь дамы свободные, и свататься к ним теперь имеет право каждый.
Запад ждёт, что как только Россия выйдет из правового поля в Закавказье, чтобы прихлопнуть её новыми санкциями и начать тотальную изоляцию с выходом на отставку Путина и разгром его команды. Именно потому у России в Карабахе нет прогнозируемых сценариев реагирования – на каждом пути её ждут заботливо расставленные ловушки.
Ни ввести войска в Карабах, ни позволить его разгромить Россия не может. Путь через ООН закрыт, миротворцев введут только вместе с Турцией. Следовательно, всё будет решаться внезапно и нестандартно, хотя Карабах по своему геополитическому значению и не является для России вторым Крымом. Ведь речь идёт о глобальном сдвиге баланса сил в Евразии, на что Россия не может пойти ни при каких условиях.