Елена Панина: отношения России и Туркменистана приобретают новый смысл и содержание
Директор Института международных и политических стратегий РУССТРАТ Елена Панина в пятницу, 10 июня, в беседе с «Известиями» назвала причины официального визита нового президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова в РФ.
О том, что российский лидер Владимир Путин примет нового главу Туркмении, стало известно 5 июня. Указывалось, что это событие особой важности, так как Туркменистан — один из ключевых игроков Средней Азии, а с республикой у РФ масштабное сотрудничество.
«Российско-туркменские отношения приобретают новый смысл и новое содержание. <…> Туркмения занимает особое место в системе региональных отношений. В настоящее время она — единственное на постсоветском пространстве государство, которое не является членом какого-либо военно-политического союза, а взаимодействие с Россией осуществляется на основе исключительно двухсторонних соглашений. И в этом качестве вполне устраивает Москву, поскольку это позволяет ей осуществлять более маневренную внеблоковую политику как в регионе, так и на более глобальном уровне», — рассказала Панина.
По словам эксперта, в силу заметного осложнения обстановки в регионе, в частности на афганском направлении, Ашхабад проявляет готовность поднять на новую ступень отношения с Москвой уже и в военной сфере, на уровне «второго дыхания». При этом она указала на то, что во взаимном сближении всё больше преобладают прагматичный подход и взаимный учет национальных интересов.
«Теперь наступает момент, когда стороны готовы к практической реализации более конкурентоспособных форм всестороннего взаимодействия, увязав свои геополитические, военные и энергетические интересы со своими национальными интересами. Именно в этом заключается главный смысл визита в Москву Сердара Бердымухамедова. Так что формальным его считать никак нельзя», — подчеркнула директор РУССТРАТа.
В свою очередь профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов отметил, что переориентация внешнеэкономических связей РФ на Восток требует поиска новых надежных партнеров в Центральной Азии, многие страны которой за годы своей независимости дистанцировались от России.
«Внешнеэкономические связи Туркменистана в основном связаны с нефтегазовым сектором. Россия и Туркменистан имели давнюю историю сотрудничества в этой отрасли. В последние годы Туркменистан усиливал свою ориентацию на Китай, наращивая поставки газа и запустив газопровод между странами. Китай стал единственным покупателем туркменского газа, а Туркменистан попал в кредитную зависимость от этой страны. В этих условиях «Газпром» вернулся в Туркменистан, возобновив импорт газа из этой страны», — пояснил он.
По мнению экономиста, этот импорт, в частности, может использоваться для заполнения газопровода «Турецкий поток», однако важнее то, что возобновление сотрудничества в газовой сфере может стать мощным фактором укрепления геополитических позиций России в регионе. Как отметил Смирнов, РФ, в частности, важно развивать экономическое взаимодействие с Туркменией в рамках международного транспортного коридора Север – Юг в его восточной ветке.
«С геополитической и геоэкономической точек зрения для России важны попытки встраивания Туркменистана в конструкции сотрудничества в рамках Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя здесь есть пока значительные сложности», — заключил он.
Выборы нового президента Туркменистана прошли после того, как 11 февраля лидер Гурбангулы Бердымухамедов анонсировал «непростое решение для себя», которое принял спустя 15 лет после начала правления. Он посчитал, что дорогу во власть на новом витке развития страны необходимо предоставить молодому руководителю.
Его сын Сердар Бердымухамедов одержал победу на выборах главы государства 15 марта. За него проголосовали 72,97% избирателей. В тот же день его поздравил с победой Путин.