Британия взрывает Таджикистан: что стоит за убийством Мамадбокира Мамадбокирова?

    Таджикистан может оказаться под ударом внешних сил, желающих взорвать обстановку в Средней Азии с целью осложнения положения России
    Аватар пользователя Елена Панина
    account_circleЕлена Панинаaccess_time25 Май 2022remove_red_eye2 153
    print 25 5 2022
     

    В таджикском Хороге Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) убит Мамадбокир Мамадбокиров, которого часто называли неформальным лидером этого региона. Обстоятельства его гибели очень противоречивые.

    Циркулируют две версии. Первая: Мамадбокиров был убит выстрелом снайпера. Вторая: в местечке, известном под названием Бойня, к прогуливающемуся в одиночестве Мамадбокирову неожиданно подъехали какие-то люди, которые открыли огонь на поражение.

    В заявлении МВД Таджикистана указывается, что Мамадбокиров был убит "в результате внутренних разборок криминальных групп". По факту инцидента областная прокуратура начала предварительное расследование.

    Но произошло это в ситуации обострения обстановки в ГБАО, где впервые с весны стало активизироваться протестное движение, которое по утверждению Душанбе, возглавлял Мамадбокиров. В этой связи центральные власти начали специальную операцию. Именно в этот контекст вписываются появляющиеся суждения о намеренной ликвидации Мамадбокирова спецслужбами Таджикистана.

    Однако существуют косвенные факты, позволяющие оценивать ситуацию несколько с иных позиций.

    Первое: начиная с марта нынешнего года в зарубежных изданиях участилось количество публикаций, посвященных событиям в Таджикистане.

    Второе: налицо попытки интернационализировать протестное движение ГБАО по формуле "регион против центра".

    Третье: активизация ситуации в Горном Бадахшане увязывалась со слухами о начавшемся в стране транзите власти. Появились утверждения, что "Таджикистан ждет то, что недавно в начале года пережил Казахстан".

    Четвертое: участились боевые стычки на границе между Таджикистаном и Афганистаном.

    Киргизский информационный портал StanRadar увязывает эти события с деятельностью британской разведки. Она якобы оказывает влияние на позицию президента Таджикистана Эмомали Рахмона по Афганистану, с его непримиримостью к талибам (движение запрещено в России) и выдвижением жестких требований о создании инклюзивного правительства в Кабуле. В этом, по мнению портала, и зарыта собака.

    Указывается, что якобы в целях организации какой-то контригры неформальные лидеры ГБАО "искали контакты с Москвой", несмотря на то, что в самом Горном Бадахшане сильно влияние лидера исмаилитов, связанного с британской разведкой Ага-Хана.

    Поэтому возникает вопрос: если раньше существовал некий консенсус Душанбе с бадахшанскими исмаилитами, то что происходит сейчас? И не связано ли это с возможной подготовкой местных исмаилитов?

    Стоит обратить внимание на Британский совет, который своими проектами фактически накрыл всю Среднюю Азию. Он изучил досконально ситуацию в Ферганской долине и установил контакты со всеми возможными неформальными группами влияния: от наркобаронов и националистов до радикалов.

    В таком случае ликвидация Мамадбокирова становится обоюдоострым мечом. С одной стороны, это вроде бы акция упреждающего свойства. С другой, она направлена на дальнейшее обострение ситуации в этой части Таджикистана.

    Горный Бадахшан (или Памир) известен своей труднодоступностью и оторванностью от остальной страны. Жители горного региона отличаются от остальных жителей Таджикистана языками, а также религией: они исповедуют исмаилизм, течение шиитской ветви ислама, в то время как большая часть таджиков — сунниты.

    В регионе непростой общественный уклад. Назначаемые из Душанбе чиновники редко пользуются доверием жителей, большое влияние имеют неформальные лидеры. Поэтому стремление властей страны контролировать ситуацию в этом регионе вполне понятно.

    Тем более что существуют внешние силы, желающие взорвать обстановку в Средней Азии с целью осложнения положения России. Сейчас под ударом может оказаться Таджикистан, который рассматривается Западом как одно из самых слабых звеньев в цепи государств, отделяющих регион от Ирана и Афганистана.

    Елена Панина, директор Института РУССТРАТ

    Средняя оценка: 4.9 (голоса: 8)