Чемодан без ручки: Каракалпакия — новая горячая точка в Средней Азии?
Ташкент наводит порядок в Каракалпакии кнутом и пряником: президент Мирзиёев ввел в республике режим ЧП — пока на месяц, — а взамен пообещал не менять ее статус в конституции Узбекистана.
Однако волнения в каракалпакской столице Нукусе уже произошли, люди почувствовали вкус уличных беспорядков, а западные СМИ бросились строчить "еще об одной горячей точке в Средней Азии".
Еще одна? Чтобы понять это, нужно учитывать как минимум три обстоятельства.
1. "Мина под Узбекистан". Каракалпакия — особенный регион. По узбекской конституции это суверенная республика, со своими флагом-гербом-гимном. В 1993-м она подписала межгосударственный договор сроком на 20 лет о вхождении в Узбекистан — с правом выхода через референдум (с согласия узбекского парламента).
Такая "смена прописки" для Каракалпакии не впервой. Еще на заре Советской власти она была образована как автономная область в Казакской АССР, затем вошла как АО непосредственно в РСФСР, после чего ее как чемодан без ручки передали Узбекской ССР — уже на правах АССР.
На излете Советского Союза Каракалпакия провозгласила суверенитет — сперва как советская республика в его составе (вне Узбекистана), затем и вовсе как отдельное государство.
2. Внимание Запада. Об этих особенностях республики, разумеется, знали специалисты-страноведы, в погонах и без. И в последнее время в специализированных западных изданиях тема каракалпакского сепаратизма стала весьма активно раскручиваться, выйдя на новый уровень с началом протестов.
Теперь она призвана обеспечить пропагандистский фон для внешнеполитического давления на Ташкент — как непосредственно со стороны "центров принятия решений" на Западе, так и по линии всевозможных НПО. Сепаратисты же раскачивают ситуацию со своей стороны, прямо апеллируя к западным посольствам, ООН и ОБСЕ.
Мантры привычны и просты: "Каракалпакия — бедный (из-за местной коррупции и гнета Ташкента) регион. Но способный расцвести за счет природных ресурсов, стоит только ему отделиться..."
3. Неаккуратность Ташкента. Власти Узбекистана должны были чувствовать ситуацию и просчитывать все последствия. Во всяком случае, им следовало перенести или вовсе отменить затеянное обсуждение поправок в конституцию страны, исключающих суверенитет Каракалпакии и ее право выхода из Узбекистана. Никакой острой необходимости в этом не было.
Но Ташкент сдал назад лишь сейчас, когда это воспринимается как слабость и уступка — даже если нынешний всплеск сепаратизма будет примерно подавлен.
Возможно, определенные силы пока только просчитывают реакцию узбекских властей и готовят что-то новое. Ясно лишь, что каракалпакский фактор вдруг стал важной частью геополитики в Центральной Азии. Так необязательно и так не вовремя.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ