Цели — Китай и Россия: зачем США тащат Японию в "восточное НАТО"
Назревает сенсация: премьер-министр Японии Фумио Кисида впервые примет участие в саммите НАТО — в Мадриде, с 28 по 30 июня. Там он намерен презентовать новую доктрину Токио по "усилению обороноспособности в связи с действиями Китая и Северной Кореи". Там же альянс утвердит новую стратегическую концепцию, включив в нее Китай и обозначив Россию как "приоритет №1".
Как известно, Япония — единственная страна в мире, где запрет на армию и ВМС закреплен в конституции. В ней же запрещаются и наступательные войны. Однако количество танков, САУ, бронеавтомобилей, стволов артиллерии и ЗРК в "силах самообороны" недобитой империи исчисляется сотнями, а ее флот не покидает мировой топ-10.
Более того, на территории страны до сих пор размещены американские войска. Поэтому желание Токио оказаться еще и под зонтиком НАТО выглядит загадочно, если только… это не расчет Вашингтона.
И не только чтобы остаться на островах подольше — тут впору вспомнить слова госсекретаря Бейкера на встрече с Горбачевым в 1990 году: "НАТО — это механизм обеспечения присутствия США в Европе".
Важнее то, что Штаты не скрывают заинтересованности в создании "восточного НАТО" для противостояния Китаю и России. Пятнадцатилетний QUAD, куда Япония входит, и новый AUKUS, где Японии нет, хорошо соотносятся со стремительными темпами ее превращения в "великую военную державу". На военно-морских учениях с Британией, ФРГ, Нидерландами японцы выставляют созданные впервые после Второй мировой войны легкие авианосцы. А их сухопутные силы в мае впервые провели крупномасштабные совместные учения с США и Францией.
Потенциальный противник не скрывается — это Китай, с его "растущей военной агрессивностью". Но есть еще и "северные территории", и так и не подписанный мирный договор с Россией, все переговоры по которому Москва решительно свернула 21 марта, после ряда недружественных шагов Токио.
Суть понятна: Россия готова мириться лишь с независимой, а не с оккупированной американцами Японией. Но США не просто мечтают остаться в ней навсегда — они всеми силами толкают ее к войне с Китаем и Россией, понимая, что в битве на "Индо-Пацифике" решится судьба человечества.
Елена Панина, директор Института РУССТРАТ