Большая игра продолжается: Россия усиливает влияние в Средней Азии через налаживание диалога
Последние события в Средней Азии, с отголосками в Москве, дают ценную информацию о новом качестве взаимоотношений между бывшими советскими республиками и роли России в ключевом регионе Евразии. Мы уже обращали внимание на непростую ситуацию в одной из областей Таджикистана, но тут поступили более оптимистичные новости.
Глава Таджикистана Эмомали Рахмон совершил государственный визит в Киргизию. В центре этого события были подписание межгосударственного договора о делимитации границы и соглашение об обмене территориями. Так был подведён итог драматических событий 2021–2022 годов, когда обе республики оказались на грани полномасштабной войны, которая неизбежно затронула бы весь регион. Поводом послужили конфликты на границе, тогда не уточнённой.
В советский период границы носили административный характер и транспортная инфраструктура, а главное — водные ресурсы распределялись исходя из технических, а не политических приоритетов. После развала СССР национализм, помноженный на экономические бедствия, стал опасной смесью для безопасности региона. Вспыхивавшие конфликты отличались жестокостью и жёстко, хоть и с большим трудом, подавлялись властями. Но пока глубинные причины не будут устранены — если это вообще возможно — опасность их повторения будет сохраняться.
Вот и три года назад бытовые споры на границе Таджикистана и Киргизии из-за дефицитной воды переросли в боевые действия с применением бронетехники и артиллерии. Осознание грозящей катастрофы, решительные, но негласные действия России и КНР заставили стороны остановиться на краю пропасти. Противостояние перешло в переговоры. Их серьёзность подтверждает тот факт, что возглавили переговорные группы с обеих сторон руководители спецслужб.
Специфика политики в регионе: официальная информация была лишена содержания, но неофициальные сведения указывали на то, что особую роль в процессе сближения играла Россия. Её представители обеспечивали стороны материалами — картами и документами, очевидно помогали, особенно в начале, наладить диалог, но не выпячивали свою роль. Итог — заключённые договор и соглашение.
Любопытно, но среди общественности и Таджикистана, и Киргизии нашлись критики своих президентов. По старой традиции это означает, что документы являются подлинным компромиссом, на который обе стороны пошли ради мира. И реакция проживающих у границы жителей обеих стран демонстрирует подлинную радость оттого, что угроза отступила. Казалось бы, счастливое завершение истории. Но у неё получилось неожиданное продолжение.
Эмомали Рахмон совершил после этого визит в Москву, где в эти же дни находился президент Белоруссии Александр Лукашенко. Вероятно, лишь со временем мы узнаем подробности, а пока СМИ сообщили о телефонном разговоре президентов с коллегой из Азербайджана. В ходе беседы участники договорились встретиться в Москве 9-го мая. Кажется, появилась надежда на завершение периода охлаждения отношений между РФ и Азербайджаном.
За этими событиями проглядывает более важная тенденция. В этой части мира возникают самостоятельные, не завязанные на западный контроль, взаимоотношения государств. Они учатся преодолевать кризисы. Доверять друг другу. Находить формы взаимодействия. Планировать будущее. Ими движут здравый смысл и интересы их стран. При этом экономическим гигантом, с которым связаны все, выступает Китай, но политическим и военным лидером все признают Россию. Наша страна не использует свои преимущества для принуждения, а на равных взаимодействует с остальными — пользуясь, когда необходимо, их поддержкой и помощью. Но это лишь начало пути в сторону новой интеграции.
К тому же, политический и военный ресурс — это много, но не всё. В эти же дни промелькнуло сообщение, что британские структуры ведут набор перспективной молодёжи в странах Средней Азии для обучения в Англии. Большая игра продолжается.