Санкции против России и международные организации

    Из каких международных организаций может выйти Россия без ущерба для своего суверенитета?
    Аватар пользователя Валентин Катасонов
    account_circleВалентин Катасоновaccess_time16 апр 2022remove_red_eye9 731
    print 16 4 2022
     

    В мире существуют тысячи разных международных организаций – глобальных и региональных, межгосударственных и общественных, научных, спортивных, культурных, религиозных, экономических и т.д. Среди них на первом месте по авторитету и влиянию находится Организация объединенных наций (ООН), учрежденная в 1945 году, ее членами являются 193 государства.

    На начавшуюся в конце февраля этого года санкционную войну коллективного Запада против России так или иначе отреагировали многие международные организации. В том числе ООН. Некоторые организации просто сделали (и продолжают делать) заявления, в которых выражено их отношение к санкционной войне, а также военной операции России на Украине (которая и подтолкнула Запад на санкции). Другие организации принимают какие-то решения и осуществляют практические действия, способные повлиять на ход событий, связанных с санкционной войной.

    Честно говоря, я надеялся, что ООН как высшая инстанция в мире международных организаций, даст правовую оценку санкций. Любому студенту, изучающему международное право, известно, что легитимными являются лишь те санкции государств-членов ООН, предпринимаемые в отношении других государств-членов ООН, которые получают одобрение Совета Безопасности ООН. Такового одобрения не было.

    Более того, с трибуны ООН уже почти полтора месяца звучат призывы представителей некоторых государств ужесточить санкции. Подобные призывы подрывают международное право и авторитет ООН, который сегодня и так крайне невысок. После окончания «холодной войны» и развала СССР Соединенные Штаты стали предпринимать активные попытки превратить ООН в послушный инструмент своей политики. И нынешние односторонние санкции США и их союзников против России лишний раз демонстрируют, что Вашингтон стремится использовать ООН как еще один неформальный санкционный инструмент против Москвы.

    Через своих людей Вашингтон организовал истерическую антироссийскую кампанию под лозунгом: «Исключить Россию из Совета Безопасности ООН». Действительно, Россия в Совбезе мешает принять ту самую резолюцию, которая бы легализовала нынешние санкции.

    Вашингтон, хотя и действует как разбойник на международной арене, но хотел бы получить от ООН карт-бланш на свой разбой. А то, ведь, кто знает, как события будут развиваться? А вдруг эта санкционная война для Вашингтона закончится новым Нюрнбергским трибуналом? А так было бы алиби или, по крайней мере, солидарная ответственность в виде резолюции СБ ООН.

    Но такого алиби не будет по той причине, что исключить Россию из СБ в настоящее время практически невозможно. Для этого надо менять Устав ООН, а нужные Вашингтону поправки к Уставу большинство стран-членов точно не поддержат. Вашингтон, сжав зубы, ищет другие возможности ограничить влияние России как постоянного члена СБ в ООН.

    Сейчас на повестке дня у Вашингтона стоит задача выгнать Россию из Совета ООН по правам человека (СПЧ). США намерены предложить Генассамблее ООН проголосовать за это, рассчитывая, что предложение будет поддержано двумя третями голосов (обработка представителей государств-членов по этому вопросу ведется с конца февраля). Если замысел Вашингтона по поводу СПЧ будет реализован, тогда начнется кропотливая и напряженная подготовка по вопросу исключения России из СБ.

    Эксперты не исключают, что Вашингтон может добиться своего: кому-то угрожая, а кого-то покупая и подкупая. Вашингтон только одного не понимает: если ему это удастся сделать, тогда существование ООН утратит всякий смысл. Он фанатично рубит сук, на котором сам сидит. Это очень похоже на то, что сделал Вашингтон, заморозив в конце февраля валютные резервы РФ. Этой санкцией он подрубил долларовый сук, на котором сидел с 1944 года (когда на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о создании золотодолларового стандарта). Долларовый сук еще не обломился, но уже трещит.

    Любопытная деталь. Президента Украины Владимира Зеленского используют активно, чтобы он озвучивал идею исключения России из СБ ООН. Этот клоун действительно поверил, что это можно сделать. Он был уверен, что это произойдет уже в марте. Но этого не произошло. И Зеленский в сердцах заявил: тогда не нужен и Совбез, если он не может толком осудить «агрессора» и поддержать Украину. Мол, нет Совбеза, нет и России с ее правом вето. Мысль Зеленского можно продолжить: нет Совбеза, нет и ООН.

    Подобные «гениальные» идеи рождаются не только в голове Зеленского. Но также в головах американских чиновников. И даже самого президента США Джо Байдена. Правда, идея Байдена касается вопроса членства России не в СБ ООН, а в «Большой двадцатке» (G-20). 25 марта, во время своего визита в Европу американский президент поставил «Большой двадцатке» ультиматум: США будут участвовать в ежегодном саммите лидеров G-20 в Индонезии (на Бали) в ноябре этого года лишь в том случае, если на встрече не будет России. Фактически это требование исключить Россию из G-20.

    Американскому президенту тут же поддакнула министр финансов США Джанет Йеллен. «Президент Байден ясно дал понять, и я согласна с ним, что не может быть дел как обычно для России в любых финансовых институтах. Он просил исключить Россию из G20. И я ясно дала понять коллегам в Индонезии, что мы не будем участвовать в ряде встреч, если Россия будет», - сказала дама на слушаниях в комитете Палаты представителей.

    Джо Байдену также поддакнул премьер Канады Джастин Трюдо. Он заявил, что считает неуместным участие России в Большой двадцатке после ее нападения на Украину.

    Кстати, Варшава настаивает на том, что идея исключения России из «Большой двадцатки» родилась в голове не Джо Байдена, а в головах польских чиновников. 22 марта польское руководство предложило американской администрации рассмотреть возможность исключения России из G20 из-за ситуации вокруг Украины, об этом заявил министр развития и технологий Польши Петр Новак. Ранее министр иностранных дел Польши Збигнев Рау заявил, что республика может заменить Россию в G20. Подобного рода идеи можно отнести к разряду политических галлюцинаций.

    Китай и ряд других стран, входящих в «Большую двадцатку», уже выразили своей несогласие с требованием Вашингтона по саммиту G20 в Индонезии. Примечательно, что официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик, комментируя призывы исключить РФ из "группы двадцати", заявил, что решение о том, исключать или не исключать Россию из G20, находится в ведении самой «двадцатки».

    Можно ожидать, что если на Бали не будет главы США, то от поездки в Индонезию наверняка воздержатся также главы Канады, Австралии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии. Не исключено, что «Большая двадцатка» в этом году прикажет долго жить. США и их ближайшие союзники замкнутся в своей «семерке» (G7).

    А другие крупные члены G20 (Китай, Россия, Индия, Бразилия, Южная Африка) будут развивать и углублять свое сотрудничество на своей привычной площадке «БРИКС». Впрочем, не исключено, что состав БРИКС может быть расширен за счет таких членов G20, как Аргентина, Мексика, Саудовская Аравия, Турция. Было бы неплохо туда пригласить также Иран, Белоруссию, Казахстан и всех прочих, кто устал от американского диктата.

    В свой актив санкционной войны с Россией «недружественные государства» могут записать исключение нашей страны из ряда организаций, в которых пребывание России приносило ей больше вреда, чем пользы. Так, Всемирный экономический форум (ВЭФ) приостановил работу с Россией и отменил участие россиян в форуме в Давосе. «Мы не взаимодействуем ни с одним человеком, попавшим под санкции, и заморозили все отношения с российской стороной», – заявила руководитель пресс-службы ВЭФа Аманда Руссо (Amanda Russo) изданию Politico.

    Осенью прошлого года между ВЭФ и правительством РФ был подписан Меморандум о создании на базе АНО «Цифровая экономика» Центра четвертой промышленной революции при Правительстве РФ. Это сотрудничество, по мнению ряда российских экспертов, было опасным для нас с точки зрения национальной безопасности России. Знающие люди с облегчением вздохнули, когда услышали о бойкоте, который нам объявил ВЭФ. Упомянутый выше меморандум также стал ничтожным документом.

    США подталкивают разные международные организации к тому, чтобы они сначала обличали, а затем исключали Россию. И даже если от этих исключений России не жарко и не холодно, но шума вокруг них можно сделать много. Одна из таких шумных акций была организована вокруг членства России в Совете Европы и ПАСЕ (Парламентская Ассамблея Совета Европы). 25 февраля оно было временно приостановлено.

    Позже Россия заявила, что по своей воле покидает ПАСЕ. 15 марта Россию официально исключили из Совета Европы. Кроме того, поднят вопрос об исключении России из состава Венецианской комиссии (консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы).

    Вот еще один пример антироссийского шумового эффекта, создаваемого вокруг международной организации. Речь идет о Европейском парламенте. Российским и белорусским дипломатам с 16 марта запретили вход в здание Европарламента. Об этом в Твиттер написала глава Европарламента Роберта Мецола (Roberta Metsola): «С сегодняшнего дня дипломатическим и государственным служащим России и Белоруссии запрещен вход в помещения Европарламента. В доме Демократии нет места тем, кто стремится разрушить демократический порядок».

    В мировых СМИ эта новость была подана таким образом, чтобы читатели, зрители и слушатели могли подумать, что Россию и Белоруссию исключили из этого «дома Демократии». А она в нем никогда и не была прописана. Все подобные запреты и исключения никоим образом не вредят России, скорее ей помогают избавиться от тлетворного влияния идеологии «европейской демократии» и «экономического либерализма».

    Очень много шума также по вопросу членства России во Всемирной торговой организации (ВТО). Сразу же после 24 февраля стали звучать призывы исключить Россию из ВТО. На данный момент ВТО объединяет 164 государства. Чтобы исключить Россию, нужно провести два раунда голосования. В пользу такого решения на первом раунде надо получить две трети голосов, на втором - три четверти. Это практически невозможно.

    Некоторые страны коллективного Запада как члены ВТО, не дожидаясь решения об исключении, стали предпринимать меры явно санкционного характера. Речь идет о лишении России режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Первой это сделала Канада. За ней последовала Япония.

    15 марта ВТО получила от 14 членов ВТО (США, Великобритания, Евросоюз, Молдавия, Канада, Норвегия, Республика Корея, Япония, Албания, Австралия, Исландия, Новая Зеландия, Северная Македония и Черногория) заявление о намерении лишить Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле. 17 марта Палата представителей США поддержала законопроект о лишении РФ статуса страны с режимом наибольшего благоприятствования.

    Сейчас законопроект находится в верхней палате Конгресса США. Подобными односторонними действиями Канада, Япония и США фактически сами себя ставят в положение грубейших нарушителей правил ВТО, как бы самих себя исключили из этой организации. А также наносят удар по ВТО, который для всей организации может оказаться смертельным.

    Не мытьем, так катаньем Запад выталкивает Россию из ВТО. И ему за это надо сказать «спасибо». Де-факто Россия уже оказалась за дверями организации. У России теперь развязываются руки, и она может определять свою политику в сфере внешней торговли без оглядки на ВТО и «ключевых акционеров» организации (прежде всего, США), на основе своих национальных интересов.

    Надо лишь выполнить некоторые формальности для того, чтобы оформить выход из ВТО де-юре. И парламентская фракция «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) взяла на себя эту инициативу. 21 марта она внесла в Госдуму законопроект о выходе России из ВТО. Инициатива призвана защитить «национальные интересы страны», а также стать «самозащитой» в ответ на «санкционное давление» Запада.

    Глава фракции СРЗП Сергей Миронов следующим образом прокомментировал законодательную инициативу: «Последствия от участия в ВТО мы пожинаем сейчас, когда Россию начали массово отрезать от западных товаров и технологий. Кто-то считает, что для России ВТО стало благом, я же эту позицию не разделяю. Данная организация принесла немало вреда экономике России, поэтому в условиях санкционного давления наша страна должна незамедлительно выйти из ВТО».

    Сергея Миронова поддержал вице-спикер Госдумы Петр Толстой. 24 марта он заявил, что членство в ВТО из-за позиции США не несет никаких выгод. «В ВТО США вписали такую строчку, которая позволяет вообще не выполнять никакие обязательства ВТО в чрезвычайных ситуациях, которые угрожают безопасности США», - отметил вице-спикер. Парламентарий также навал "идиотским" само решение вступить в ВТО (это произошло почти десять лет назад, в августе 2012 года).

    Особого внимания заслуживают предложения наших «партнеров» по дальнейшему пребыванию России в международных финансовых организациях (МФО) – Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке (ВБ) и Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР). Были некоторые горячие головы среди западных политиков, которые требовали исключения России из всех этих институтов.

    Им в этом помогал Киев, который апеллировал к Западу, чтобы тот поднял вопрос о выдворении России из указанных организаций. Так, 22 марта член совета директоров ЕБРР от Украины Артем Шевалев призвал руководство банка исключить Россию из своих членов. Ранее (6 марта) премьер-министр Украины Денис Шмыгаль объявил, что Украина призвала союзников приостановить членство России и Беларуси в Международном валютном фонде и Всемирном банке.

    Практически сделать это сложно или даже невозможно, поскольку предусмотренные процедуры принятия решений предполагают голосование всех членов организаций. А необходимого количества голосов для исключения собрать почти невозможно. Может быть, несколько проще это сделать в ЕБРР, где среди членов организации процент стран-вассалов Вашингтона выше, чем в МВФ и ВБ.

    Исключение России из Международного валютного фонда (МВФ) не представляется возможным - признала на слушаниях в Конгрессе США министр финансов США Джанет Йеллен. Она смогла лишь дать указание представителям США во Всемирном банке и МВФ выступать против «предоставления финансовой помощи Российской Федерации и Белоруссии от соответствующего учреждения, кроме как для удовлетворения основных потребностей гражданского населения». Что касается России, то ей от этого указания американского министра не жарко и не холодно. Поскольку Москва уже давно не обращалась за кредитами ни в МВФ, ни во Всемирный банк.

    Итак, Вашингтон не может ставить вопрос об исключении и даже о приостановке членства Российской Федерации в МФО. Но он пытается поставить вопрос об ограничении полномочий РФ. Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева подчеркнула, что руководство не обсуждает вопрос приостановки членства РФ в организации.

    Страну можно исключить только на основании нарушения экономических обязательств в соответствии с уставом МВФ, а Россия выполняет все обязательства, пояснила Георгиева. Для справки отмечу, что кредиты Россия у Фонда брала лишь в прошлом веке. С 2000-го Москва ни разу не обращалась к фонду за помощью. А в январе 2005-го погасила всю задолженность и уже давно сама выступает кредитором МВФ.

    Пока суть да дело, в МВФ решили предпринять такой демонстрационный шаг, как лишение представителя России Алексея Можина почетного звания дуайена совета директоров Фонда. Такое звание дается тому члену совета директоров, который имеет наибольший стаж пребывания в совете; Можин находится в совете директоров более четверти века – с 1996 года. Решение было продавлено делегациями США, Великобритании и Канады.

    Впрочем, кажется, наши «партнеры» нашли способ побольнее «ущипнуть» Россию как члена МВФ. На счетах РФ в Фонде находится специфическая валюта, называемая «специальными правами заимствования» (SDR, или СПЗ). Это деньги с ограниченным кругом функций, которые время от времени эмитирует сам Фонд. Их стоимость определяется ежедневно на основе рыночного курса основных валют — доллара США, евро, китайского юаня, японской иены и фунта стерлингов (составляющих так называемую корзину SDR).

    Первая эмиссия SDR была проведена еще 1969 году. Последняя и беспрецедентно крупная – 23 августа 2021 года (на сумму, эквивалентную 650 млрд. долл.). Сейчас распределено в общей сложности 660,7 миллиарда SDR (примерно 943 миллиарда долларов). После прошлогодней эмиссии SDR на счет России было перечислено этой валюты 12,3 млрд. единиц (на тот момент это соответствовало 17,5 млрд долларов). В общей сложности на счете РФ скопилось SDR на сумму, эквивалентную примерно 24 млрд. долл. Доля SDR в золотовалютных резервах России в феврале (накануне заморозки их значительной части) составила 3,8 процента.

    SDR может использоваться странами-членами Фонда лишь следующим образом: одна страна может менять SDR на обычные резервные валюты у других стран. И вот это безусловное право конвертации SDR в другие валюты было поставлено Вашингтоном под сомнение.

    17 марта Комитет по финансовым услугам палаты представителей Конгресса США одобрил законопроект, который запрещает американскому министру финансов предоставлять России и Белоруссии доллары взамен имеющихся в их распоряжении средств Международного валютного фонда – SDR. Кроме того, законопроект обязывает главу американского финансового ведомства вести консультации с другими странами, чтобы те «аналогичным образом отказались от конвертации» СДР России и Белоруссии в твердую валюту.

    Не знаю, насколько эффективной окажется работа американского министра финансов по склонению других стран к подобного рода бойкоту России. Самый худший сценарий: все наши SDR будут лежать мертвым грузом на счете России в Фонде. Но замечу, что за три десятилетия нашего членства в Фонде мы никогда не пытались конвертировать SDR в другие валюты. Обходились без SDR и сейчас обойдемся.

    Но следует заметить, что подобная инициатива Вашингтона наносит ущерб МВФ, снижает доверие к Фонду и его валюте SDR (до этого считалось, что она имеет 100-процентный иммунитет по отношению к любым односторонним санкциям).

    Становится вполне очевидным, что нам не следует быть пассивными наблюдателями того, как коллективный Запад пытается ограничить права и полномочия России в МФО. Если подытожить результаты нашего пребывания в МВФ, ВБ и ЕБРР, то их следует обозначить с помощью знака «минус».

    Тот же Фонд (по отношению к нему Россия оказывается чистым кредитором) каждый год спускает Москве свои «рекомендации» по «совершенствованию» денежно-кредитной, экономической и социальной политики государства. И все они в духе «Вашингтонского консенсуса». Наиболее скандальной рекомендацией Фонда в последние несколько лет стало его предложение по реформе пенсионной системы РФ.

    Более чем очевидным становится вывод, что нам из этих организаций надо выходить. Слава Богу, этого права нас никакие санкции лишить не могут. Обратимся, например, к документу "Статьи, соглашения Международного Валютного Фонда" (свод различных нормативных документов, своеобразный «кодекс» МВФ).

    Там есть статья XXVI, раздел 1: «Право государств-членов на выход из Фонда»: «Любое государство-член имеет право в любой момент выйти из Фонда, направив Фонду, в его штаб-квартиру, письменное уведомление. Государство-член выходит из Фонда с даты получения последним указанного уведомления».

    Идею выхода из России в Госдуме активно продвигает известный экономист и зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. Он уверен, что России Международный валютный фонд совершенно не нужен и даже вреден. «Мы уже расплатились со всеми внешними долгами, а от зависимости в их кредитных деньгах избавились еще в начале нулевых. Хотя идеологическое и даже некое религиозное влияние на российских либеральных чиновников МВФ сохраняет до сих пор. И от этого надо избавляться», — заявил 3 марта в интервью «Парламентской газете» М. Делягин.

    Мой обзор охватывает далеко не все важные организации, членство в которых России ставится под вопрос либо странами из списка «недружественных государств» (т.е. теми, кто ввел против нас санкции), либо самой Россией. Из инициатив России по добровольному выходу можно упомянуть предложение вице-спикера Госдумы Петра Толстого. 24 марта он заявил: «Нам осталось выйти из ВТО, из ВОЗ и из ЮНЕСКО».

    Несколько слов о Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Кампания за выход России из этой организации была развернута в нашей стране еще до начала нынешней санкционной войны. Так, в ноябре прошлого года Межрегиональной общественной организацией «За права семьи» под петицией о выходе России из ВОЗ были собраны подписи более 109 тысяч человек. Экземпляры документа были отправлены Путину, в Госдуму, в Совет Федерации, руководству органов исполнительной власти, отдельным политикам.

    В ходе так называемой «борьбы с пандемией COVID-19» многим стало ясно, что ВОЗ является лишь прикрытием и инструментом наднациональной элиты по вмешательству во внутренние дела суверенных государств и по реализации ее плана «Великой перезагрузки». Под вывеской последнего скрывается план по захвату власти в мире узкой группой «избранных» и установлению нового мирового порядка. Впрочем, нынешняя санкционная война против России – продолжение реализации все того же плана «Великой перезагрузки».

    Средняя оценка: 4.5 (голоса: 19)