Тайваньское досье – VI
Диаспоральные рефлексии
05.08.2022г. globle.io: «Поездка спикера Нэнси Пелоси на Тайвань вызвала обеспокоенность союзников США в Азии, помощь сенаторов-республиканцев и резкую критику со стороны Китая. Однако, что предполагали люди в домах? В частности, как отреагировали люди, говорящие на китайском языке, и тайваньцы в районе залива Сан-Франциско? Мы поговорили с жителями, чьи идеи попали сюда со слоями нюансов, подобающих визиту, чреватому геополитическими последствиями. В китайском квартале Сан-Франциско, старейшем и крупнейшем американском квартале, жители отреагировали со смесью гнева и опасения. Некоторые упоминали, что опасаются, что поездка Пелоси, их консультанта в Конгрессе, может разжечь антикитайские языковые настроения и спровоцировать нападения на лиц азиатского происхождения. “В эту секунду мы не хотим создавать никаких дополнительных разрушительных эмоций в противовес китайскому языку”, - сказал Мелвин Ли, застройщик и глава района. “Это главная проблема”.
Район, где говорят на китайском языке, в Сан-Франциско внешне поддерживал Тайвань с пятидесятых годов прошлого века до начала девяностых. Однако сейчас это больше связано с материковым Китаем, отчасти из-за иммиграционных событий и роста китайской мощи и влияния на эту планету, по словам Дэвида Ли, преподавателя политологии в Сан-Франциско, который специализируется на событиях голосования в китайскоязычном районе. У тайваньцев в районе Бэй-Спейс была совершенно иная реакция. Некоторые из них упомянули, что они были взволнованы тем, что они думали о конечном результате многолетней помощи Пелоси Тайваню. “Правда о том, что спикер Пелоси действительно посетила Тайвань и провела публичные мероприятия, волнует”, - отметила Мари Чжуан, член совета в Хиллсборо, пригороде к югу от Сан-Франциско. - Нэнси Пелоси всегда была очень демократичной, выступала за права человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что ей понадобилось присутствовать там».
42-летняя Анджела Ю, жительница Bay Space, которая начала подкаст, посвященный ее тайваньско-американскому удостоверению личности, упомянула, что было отрадно и “действительно важно” видеть, как Пелоси “восстает и заявляет о помощи Тайваню”, несмотря на разочарование со стороны президента Байдена. Энни Ван, двоюродная сестра г-жи Ю и соведущая подкаста, упомянула, что, тем не менее, она понимает, что переход действительно произошел. Она была приятно шокирована тем, что американский чиновник выразил недвусмысленную помощь Тайваню. Она упомянула, что надеется, что США снова поддержат слова делом.
Тайваньцы упомянули, что они понимают опасения, что поездка Пелоси может быть расценена как провокация. Однако некоторые из них берут пример с семьи и друзей, которые действительно проживают на Тайване под прикрытием движения военно-морского флота на китайском языке. “Это все равно, что пытаться убедить капитана корабля: если капитан не паникует, я тоже”, - сказал 42-летний Ван. Во вторник флаги с надписями на китайском языке в Сан-Франциско развевались над крышами домов обычно рядом с американскими флагами. Только на некоторых зданиях развевался флаг Тайваня. Стивен Чан, владелец ювелирного магазина в Чайнатауне, назвал путешествие Пелоси “бессмысленным” и противопоставил его описанию коронавируса Дональдом Трампом как “китайского вируса”. В каждом случае, по словам Чана, “отдельные лица подливали масло в камин”.
Чи-Тин Е, житель Маунтин-Вью и соучредитель Международного Тайваньского института, отметил, что “вопрос, который, кажется, у всех на уме: это провокационно?” Он упомянул, что среди тайваньцев, “вероятно, большая половина полностью удовлетворена” тем, что Пелоси приняла решение после того, как ее планы поездки стали достоянием общественности. Е упомянул, что могло бы показаться хуже, если бы ее считали запуганной угрозами властей Китая. Чжуан, член совета Хиллсборо, упомянула, что она не предполагала, что поездка Пелоси на Тайвань станет источником стресса между тайваньцами и людьми, говорящими на китайском языке. “Есть много людей, которые избежали коммунизма и добрались сюда, на Тайвань, а затем оказались в районе Бэй или в США, - отметила она, - в результате, в конце концов, мы все знаем, что свобода и демократия - это цель”.
https://globle.io/san-francisco-bay-area-reacts-to-nancy-pelosi-taiwan-trip/
Примечание: Чи-Тин Е, основатель НКО «Международный Тайваньский институт» в Калифорнии, является издателем портала «Кадагелан», фокусирующегося на правах коренных народностей Тайваня (составляющих 2,3% населения).
Тайваньские рефлексии
02.08.2022г. Шурен Ку (Commonwealth Magazine, заголовок: «Визит Пелоси на Тайвань стал кризисом, спровоцированным США»): «По приказу Министерства обороны вооруженные силы должны быть в состоянии повышенной готовности, и поэтому все визиты отменяются”. Утром 2 августа посетители, которые должны были посетить базу ВВС на следующий день, получили это сообщение на свои мобильные телефоны. Когда спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси должна была прибыть на Тайвань в тот вечер с визитом, самолеты НОАК были замечены в юго-западном углу опознавательной зоны ПВО Тайваня или на центральной линии пролива почти ежедневно. Министерство обороны Тайваня находилось в состоянии боевой готовности с прошлой недели. В резком контрасте с коллективным пожатием плеч Тайваня по этому вопросу, политические и дипломатические круги в США спорят о том, следует ли Пелоси посещать или нет, а жесткая реакция Китая попала в заголовки мировых газет. CSIS даже объявил о своем плане провести симпозиум, посвященный “четвертому кризису в Тайваньском проливе”. Другие американские политики посещали Тайвань в прошлом, но этот визит вызвал больше шума, чем когда-либо прежде. Администрация Байдена столкнулась с дилеммой между "решительной позицией против Китая" и "урегулированием американо-китайского конфликта".
Независимо от того, хотят ли США сделать жест или урегулировать конфликт, Тайвань станет жертвой давления и последствий. В 1997 году тогдашний спикер Палаты представителей США Ньют Гингрич возглавлял делегацию на Тайвань. Однако Гингрич был республиканцем и не состоял в той же партии, что и администрация Клинтона, и не мог представлять позицию Белого дома. На этот раз Пелоси и Байден принадлежат к одной партии. Кроме того, визит Гингрича на Тайвань состоялся через год после ракетного кризиса в Тайваньском проливе в 1996 году. Но сегодня все кардинально изменилось. Визит Пелоси на Тайвань приходится на период растущей напряженности в отношениях между США и Китаем.
В глазах Пекина США оспаривают итоговую позицию Пекина по Тайваню со времен администрации Трампа.
В конце прошлого года помощник министра обороны по безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе Эли Ратнер дал показания на слушаниях в Комитете Сената по иностранным делам, что “безопасность Тайваня очень важна для США. Как вы знаете, Тайвань расположен в критическом узле первой островной цепи, закрепляя сеть союзников и партнеров США”. Никогда прежде высокопоставленный американский чиновник не делал такого четкого заявления. "Ратнер ясно дает понять, что Тайвань следует считать стратегическим активом Соединенных Штатов и его следует держать отдельно от Пекина", - сказал Майкл Суэйн, директор Восточноазиатской программы Quincy Institute. Байден трижды публично заявлял, что Соединенные Штаты будут защищать Тайвань военным путем, если Китай вторгнется в страну силой. Тем не менее, США продолжали подчеркивать, что политика США в отношении Тайваня не изменилась. В мае Блинкен повторил, что американо-тайваньские отношения основаны на Законе об отношениях с Тайванем, Шести гарантиях Тайваню и Трехстороннем заявлении США и Китая, и политика "одного Китая" не изменилась. СМИ сообщили, что Байден и главы СНБ и Пентагона в частном порядке общались с Пелоси, объясняя связанные с этим потенциальные риски. Многие ученые анализировали, что, если Байден отменит визит Пелоси на Тайвань или если Пелоси отступит, Байдена и демократов назовут слабыми, что позволит Пекину решать, что американские политики могут и не могут делать. "Если бы Пелоси отменила свой визит на Тайвань, это дало бы Пекину почувствовать, что его ждет, и Тайвань оказался бы под большей угрозой со стороны Пекина", - сказал Дэвид Сакс, старший сотрудник CFR, который недавно выступил за изменение политики США в отношении Тайваня в сторону стратегической ясности. Однако он также признает, что, если Пелоси посетит Тайвань, Пекин может быть "вынужден" отреагировать агрессивно, что может привести к кризису в Тайваньском проливе. Другими словами, независимо от того, посетит Пелоси или нет, Тайвань в проигрыше.
Независимо от того, хотят ли США продемонстрировать свою антикитайскую позицию или сдержать американо-китайский конфликт, именно Тайвань в конечном итоге пострадает от последствий и давления. Сакс сказал, что правительству США следует пересмотреть свои стратегии и избегать заявлений и действий, которые могут привести к конфликту, и что высокопоставленные официальные лица США должны посещать Тайвань, когда для этого есть веская причина, например, торговые переговоры или сотрудничество в области общественного здравоохранения. Напротив, если Пелоси хочет поддержать Тайвань, она должна продвигать в Конгрессе законодательство, благоприятствующее продаже оружия Тайваню и торговому соглашению между Тайванем и США: "Чтобы помочь подготовить Тайвань к будущим кризисам, эти конкретные меры будут более значимыми, чем символические жесты». По словам бывшего высокопоставленного сотрудника национальной безопасности, Компартия Китая чрезвычайно прагматична. Перед 20-м Национальным конгрессом в Пекине в конце этого года стабильность - это самое главное. Бонни Глейзер, директор Азиатской программы Германского фонда Маршалла, написала в твиттере, что вероятность войны или серьезного конфликта невелика, но демонстрацию силы и решимости Китая посредством серии военных, экономических и дипломатических действий нельзя игнорировать, и он, вероятно, будет стремиться наказать Тайвань различными способами. "Я все больше думаю, что это не будет однодневным кризисом. Пристегните ремни безопасности потуже", - предупредила она.
Для Тайваня "спровоцированный США" кризис в Тайваньском проливе оказался новой скороваркой, порожденной растущей поляризацией внутренней политики США, из которой Тайвань, похоже, не может выбраться». https://english.cw.com.tw/article/article.action?id=3273
15.08.2022г. Сильва Ши, Стивен Йео, Сильвия Ли, Инъю Чен, Мэг У (Commonwealth Magazine): «На следующий день после того, как Пелоси покинула Тайвань, Народно-освободительная армия Китая (НОАК), которая только что провела военные учения по случаю Дня армии 1 августа, начала масштабные 72-часовые маневры с боевыми зарядами в шести районах вокруг Тайваня, почти окружив остров. Все шесть районов пересекали срединную линию в Тайваньском проливе и даже входили в территориальное море Тайваня. Хотя учения не вторгались в территориальные воды Тайваня, НОАК выставляла напоказ свои возможности по нанесению ударов по тайваньским портам и авиабазам. Более пристальный взгляд на шесть районов учений показывает, что они служат разным стратегическим целям. В трех районах у западного побережья Тайваня НОАК действует уже давно. На этот раз также использовались БПЛА. По сравнению с кризисом в проливе в 1996 НОАК расширила военную активность до вод у восточного побережья Тайваня.
Оу Си-фу, глава отдела китайской политики и концепций ведения боевых действий в Институте исследований национальной обороны и безопасности, отмечает, что восточная сторона является “задним двором” боеготовности Тайваня, и что китайские учения там служат для запугивания или сдерживания американских и японских военных сил.
4 августа, в первый день военных действий, Минобороны Японии опубликовало места падения баллистических ракет Dong Feng, выпущенных НОАК, и одна из них приземлилась в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Японии. Использовала ли НОАК эти маневры для подготовки к "блокаде Тайваня"? "То, что мы наблюдаем сейчас, я думаю, является своего рода вспомогательной деятельностью для блокады", - говорит Майкл О'Хэнлон, директор по исследованиям программы внешней политики Института Брукингса. Он считает, что для настоящей блокады Тайваня является ключевой невидимая активность подводных лодок. Эксперт по обороне Оу признает, что масштабы учений кажутся огромными. Он указывает на китайские хакерские атаки на тайваньские правительственные сайты, пролет БПЛА над прибрежными островами, запуски баллистических ракет и ракет дальнего радиуса действия, а также традиционные совместные воздушные и морские учения. Но он отмечает, что эти мероприятия не проводились одновременно, так что тайваньские суда и самолеты могли свободно приходить и уходить. Это означает, что маневры представляют собой скорее массированную психологическую войну и кампанию запугивания.
Скорее всего, она не направлена на развязывание военной конфронтации, а служит для использования экономических санкций и тактики информационной войны, для подрыва морального духа тайваньского народа и истощения военной готовности острова, считает Оу. Хотя учения могут быть в первую очередь политическим заявлением, военные эксперты опасаются, что ситуация в Тайваньском проливе резко изменилась. "Молчаливо соблюдаемая срединная линия в Тайваньском проливе была стерта", - говорит один высокопоставленный сотрудник национальной безопасности. Линия была проведена Соединенными Штатами более 60 лет назад во время холодной войны, чтобы предотвратить вооруженный конфликт.
Но Мэн Сянцин, профессор Национального университета обороны НОАК, заявил в ток-шоу на китайском государственном телеканале CCTV: “Мы никогда не признавали срединную линию”. “Оу называет эти действия “очень провокационными”. В июне министр обороны Китая Вэй Фэнхэ вызвал бурю негодования, когда в кулуарах диалога "Шангри-Ла" в Сингапуре заявил, что Тайваньский пролив не является международными водами. “Подход и цели похожи на план действий Китая против японских островов 2012 года”, - говорит военный эксперт Матье Дюшатель, директор Азиатской программы Института Монтеня. Он имел в виду береговую охрану и военные суда, которые Китай продолжает направлять на контролируемые Японией острова Сенкаку,
“Но большая разница заключается в том, что они не входили в зону 12 морских миль”, - указывает Дюшатель. Журнал Содружества наложил карты, опубликованные министерствами обороны Тайваня и Японии, на которых показаны траектории самолетов и судов НОАК после объявления о визите Пелоси в июле. Карты показывают, что НОАК часто появлялась в районах, прилегающих к Тайваню, на ранних этапах, и что Япония также настороже.
Во время последнего кризиса в проливе в 1996 Тихоокеанский флот США направил авианосные боевые группы для транзита через Тайваньский пролив, сдерживая дальнейшую эскалацию. Таким образом, передвижения USS Ronald Reagan, принадлежащего Тихоокеанскому флоту США, привлекли значительное внимание. Согласно Инициативе SCS Probing Initiative (SCSPI), собирающая информацию об активности в ЮКМ, заявила, что траектория движения USS Ronald Reagan в начале июля все еще находилась в Тихом океане. После того, как Пелоси отбыла с Тайваня в Южную Корею и Японию, Ronald Reagan последовал их примеру, избегая Южно-Китайского моря - точки военного конфликта между США и Китаем. По данным SCSPI, USS Ronald Reagan был замечен вблизи Японии, в то время как опубликованная ВМС США информация указывала, что он находился в Филиппинском море – но тоже близко к Тайваню. С точки зрения военной мощи США остаются мировым лидером в области совместного ведения боевых действий и создания авианосцев. Китайские авианосцы "Шаньдун" и "Ляонин" пока не могут сравниться с военно-морскими силами США.
Следовательно, двух китайских авианосцев нигде не было видно во время маневров. После того, как НОАК завершила учения, представитель СНБ Джон Кирби заявил, что USS Ronald Reagan и корабли его сопровождения "останутся на станции в общем районе для наблюдения за ситуацией и что в ближайшие несколько недель будет осуществляться стандартный воздушный и морской транзит через Тайваньский пролив”. Но 7 августа, в последний день учений, НОАК объявила на китайской платформе обмена сообщениями WeChat, что ее командование на Восточном театре военных действий продолжит 9 августа организовывать совместные учения и тренировки в водах и воздушном пространстве вокруг Тайваня, уделяя особое внимание блокаде и операциям поддержки. Бывший чиновник СНБ Тайваня отметил, что руководство Китая чрезвычайно прагматично.
Что больше всего нужно Пекину в преддверии предстоящего 20-го съезда Коммунистической партии, так это стабильность. Начинать войну сейчас было бы не в национальных интересах. Однако можно предвидеть, что Китай, нагло отвергнув молчаливое соглашение о том, что обе стороны уважают срединную линию в Тайваньском проливе, продолжит оказывать давление на Тайвань. Это новая реальность, с которой Тайваню придется столкнуться». https://www.cw.com.tw/graphics/pelosi-visits-taiwan-en/?_ga=2.263350472.512909408.1662797425-1984421991.1662797423
Региональные оценки
22.08.2022г. Дерек Гроссман (RAND Corp) – Foreign Policy: «Визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на Тайвань побудил Китай провести беспрецедентные военные учения, которые включали окружение острова со всех сторон, запуск ракет по нему и другие крайне агрессивные шаги. Усиление напряженности в Тайваньском проливе также вызвало реакцию со стороны других стран Индо-Тихоокеанского региона, которые предсказуемо и подавляющим большинством поддержали принцип Пекина "Один Китай" — что Тайвань является частью материкового Китая. Однако поездка Пелоси в равной степени ясно показала, что ключевые США союзники также решительно поддерживают дело Тайваня, особенно перед лицом потенциальной войны за остров, предполагая, что напористое поведение Пекина неуклонно отталкивает страны, которые в противном случае могли бы заниматься своими делами. На самом переднем крае поддержки Тайваня находятся Япония и Австралия. Вместе с США они выступили с совместным заявлением в кулуарах встречи глав МИД АСЕАН, выразив "озабоченность недавними действиями [Китая], которые серьезно влияют на международный мир и стабильность” и призвали Пекин “немедленно прекратить военные учения”. В их заявлении также отмечалось, что "в соответствующей политике Австралии, Японии и США в отношении Китая нет изменений", хотя это явно не было в центре внимания.
Другой важный союзник США, Южная Корея, разыграла свои карты совсем по-другому.
Следующей остановкой Пелоси после Тайбэя был Сеул, где президент Южной Кореи Юн Сук Ель заявил, что находится в гостях, и вместо этого предпочел телефонный звонок с ней, что некоторые истолковали как пренебрежение. Официального заявления Южной Кореи по Тайваню не было. Чиновник из администрации президента призвал к "тесному общению с соответствующими сторонами", не упоминая Китай или Тайвань. Глава МИД Пак Чжин придерживался успокаивающих тезисов: "усиление геополитического конфликта в Тайваньском проливе может подорвать политическую и экономическую стабильность в регионе” и оказать “негативное влияние на Корейский полуостров”. Через неделю после визита Пелоси на Тайвань и в Ю.Корею Пак впервые посетил Китай, демонстрируя. что Сеул не хотел раскачивать лодку с Пекином. В общем заявлении глав МИД АСЕАН "подтверждена поддержка государствами-членами АСЕАН их политики единого Китая”. Тайвань остался незамеченным.
Многие члены АСЕАН также выступили с отдельными заявлениями, ни одно из которых не поддержало тяжелое положение Тайваня. Индонезия призвала все стороны “воздерживаться от провокационных действий”, добавив, что продолжает “уважать политику единого Китая”. Сингапур выразил надежду, что " Штаты и Китай смогут выработать modus vivendi, проявлять сдержанность и воздерживаться от действий, которые приведут к дальнейшей эскалации напряженности”. Вьетнам отметил приверженность "реализации принципа "Одного Китая" и надеется, что соответствующие стороны проявят сдержанность, воздержатся от эскалации ситуации в Тайваньском проливе и активно способствуют поддержанию мира и стабильности". Малайзия и Таиланд сделали аналогичные заявления, воздержавшись от поддержки Тайваня. Одним явным исключением из правил хеджирования в Юго-Восточной Азии стала реакция Филиппин. Когда госсекретарь Энтони Блинкен посетил Манилу в начале августа после встречи АСЕАН, он встретился с новым президентом Фердинандом Маркосом-младшим, отметившим, что тайваньский кризис "просто указывает на важность отношений между США и Филиппинами”. Индия оказалась очень интригующим примером. Глава МИД С. Джайшанкар заявил, что Нью-Дели будет "оценивать и отслеживать" ситуацию на предмет потенциальных последствий для Индии. Но Нью-Дели отказался произносить фразу “Один Китай" и вместо этого заявил, что "соответствующая политика Индии хорошо известна и последовательна. Они не требуют повторения”. Словесная изворотливость Нью-Дели объясняется разногласия с Китаем по сухопутной границе, известной как Линия фактического контроля. Более того, в последние годы неофициальные отношения Индии с Тайванем укрепились, особенно на экономическом фронте, предполагая, что Нью-Дели стремится играть жестко с Пекином.
Однако Индия также решила не подписывать заявление Австралии, Японии и США, хотя входит в QUAD.
В остальной части Южной Азии не было никаких признаков поддержки Тайваня. “Железный брат” Пекина Пакистан воспроизвел китайские тезисы о важности "невмешательства во внутренние дела" суверенных государств. Бангладеш, Мальдивы, Непал и Шри-Ланка аналогичным образом поддержали права Пекина во время кризиса. На островах Тихого океана воцарилась жуткая тишина. По крайней мере, одним исключением из этого правила является Вануату, подтвердившее, что Тайвань «является неотъемлемой частью территории Китая”. Лишь один из четырех оставшихся дипломатических партнеров Тайваня в регионе — Маршалловы острова, Науру, Палау и Тувалу — пока выразил свою поддержку Тайбэю. Маршалловы острова заявили, что остаются “настоящим другом и союзником” Тайваня и осудили "недавние военные действия в Тайваньском проливе", не называя конкретно Китай. Глава МИД Тайваня Джозеф У, однако, заявил, что все 14 оставшихся дипломатических партнеров Тайваня, поддерживают Тайвань, а не Китай. Тайвань потерял два тихоокеанских островных государства — Соломоновы острова и Кирибати — в пользу Китая только в 2019 году.
Новая Зеландия высказалась в лучшем случае неоднозначно. Глава МИД Нанайя Махута Ван И в кулуарах встречи АСЕАН подчеркнула "важность деэскалации, дипломатии и диалога", но не повторила “Один Китай” или поддержку Тайваня. Несколькими днями ранее, до кризиса, премьер Джасинда Ардерн выступила с речью о Китае, в которой она сказала, что сотрудничество будет продолжаться даже с “более настойчивым” Пекином. Ее планы поездки в Китай могут сыграть роль в прощающем послании Веллингтона.
Несколько индо-тихоокеанских стран, которые либо не сделали никаких заявлений, либо удвоили свою поддержку Пекина. Монголия вновь поддержал “Единый Китай”. Северная Корея и правящая хунта в Мьянме решительно выразили свою поддержку Китаю и обвинили Соединенные Штаты в разжигании беспорядков в регионе. (…) Пекин хотел бы избежать создания открытой демократической коалиции в поддержку Тайваня. Скорее, заставить одну или несколько из этих могущественных стран ослабить свою поддержку Тайваню было бы крупной победой и признаком того, что китайские амбиции по поводу воссоединения нельзя отрицать.
29.08.2022г. Дэвид Хатт (Asia Times): «Юго-Восточная Азия готовится к потенциальному конфликту сверхдержав на своем внезапно дестабилизированном заднем дворе. Мнения в регионе, похоже, разделились на три разных лагеря. Во-первых, это оптимисты, которые преуменьшают предупреждающие знаки, полагая, что собирающийся геополитический шторм над самоуправляющимся островом рассеется и пройдет. Фебрио Качарибу, глава Агентства по фискальной политике Министерства финансов Индонезии, предположил, что финансовые последствия китайско-тайваньского кризиса будут “ограниченными”. 5 августа деловой раздел Bangkok Post заявил, что “Мало опасений по поводу китайско-тайваньского кризиса”. Второй лагерь выстраивается в очередь, чтобы обвинить Америку в излишнем нагнетании напряженности.
Экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад, никогда не упускающий шанса подколоть Запад, в этом месяце обвинил США в попытке спровоцировать войну на Тайване.
Последняя группа состоит из так называемых реалистов, которые, как правило, удерживают власть в регионе. “Это опасный, опасный момент для всего мира”, - заявила глава МИД Сингапура Вивиан Балакришнан, добавив, что если американо-китайские отношения разорвутся, “это означает более высокие цены, менее эффективные цепочки поставок, более разделенный мир или более разрушенный и опасный мир. Таковы ставки”. Главы МИД Малайзии Сайфуддин Абдулла призвал все стороны урегулировать ситуацию “наилучшим образом”, в то время как представитель МИД Таиланда Тани Санграт призвала к “максимальной сдержанности”. Главы МИД АСЕАН, встречавшиеся в Пномпене во время визита Пелоси, призвали все стороны проявлять “максимальную сдержанность, воздерживаться от провокационных действий и придерживаться принципов, закрепленных в Уставе ООН и Договоре о дружбе и сотрудничество в ЮВА”. В деликатных тонах блок подтвердил свою поддержку “политики” Единого Китая, а не “принципа”: первое - обязательство не признавать правительство Тайваня, второе - более явное признание того, что Тайвань является частью территории Китая. Несмотря на расхождения, китайское вторжение на Тайвань имело бы катастрофические последствия для ЮВА. Большая часть торговли региона проходит через Тайваньский пролив, который в случае войны будет заблокирован.
Экспорт Тайваня в регион АСЕАН в прошлом году составил $70млрд. Также при конфликтном сценарии серьезно пострадает торговля с материковым Китаем, составившая $878млрд в 2021.
Почти наверняка западные демократии наложат на Китай санкции, аналогичные введенным против России. Это, вероятно, будет означать отключение Пекина от международных платежных систем, замораживание $3трлн китайских резервов за рубежом, запрет его банкам на торговое и другое финансирование, связанное с Западом, и даже запрет на въезд его граждан в свои страны. Если будут применены вторичные санкции, торговля ЮВА с Китаем также пострадает. Пекин вряд ли будет в состоянии инвестировать столько же в военное время, сколько в мирное время в экономику АСЕАН. Импорт, мотивированный геополитическими соображениями, такими как обещание Пекина закупать больше камбоджийской сельхозпродукции в ответ на санкции ЕС, вероятно, будет сокращен, если Китай переориентирует финансы на войну. “Война на Тайване была бы кошмарным сценарием для стран ЮВА, поскольку риск распространения (конфликта) чрезвычайно высок”, - говорит Нгуен Кхак Джан, аналитик Университета Виктории в Веллингтоне. Мир в регионе по окончании военных действий на границе между Китаем и Вьетнамом в 1989 способствовал быстрому экономическому развитию и растущей торговой интеграции с Китаем в центре. Тайваньский конфликт, будь то случайно или преднамеренно, скорее всего, быстро перекинется в Южно-Китайское море, где страны ЮВА, включая Вьетнам, Филиппины, Малайзию и Индонезию, в последние годы горячо оспаривали морской экспансионизм Пекина.
Милитаризованные острова и объекты Китая в ЮКМ, вероятно, будут ключевыми для его военных действий против Тайваня, в том числе в качестве стартовых площадок для воздушных и морских нападений с территорий, которые правительства ЮВА считают своими.
Более того, если Америке не удастся удержать Пекин от захвата Тайваня, практически не останется средств сдерживания, способных помешать Китаю захватить любую территорию, которую он пожелает, в богатом природными ресурсами ЮКМ, включая цепь островов Спратли. В то же время противодействие Америки вторжению Китая будет зависеть от ее баз двойного назначения на Филиппинах, где она содержит войска в соответствии с Соглашением о посещении сил (VFA). На Бангкок будет оказываться давление с целью предоставления США доступа к своей базе Утапао, которую США использовали во время войны во Вьетнаме. В 2019 Сингапур подписал соглашение, предоставляющее США доступ к своим военно-морским и воздушным базам до 2035 года. Вмешательство Великобритании, вероятно, повлечет за собой использование ее военно-морских объектов в Сингапуре и Брунее.
Вопрос о том, как отдельные правительства ЮВА отреагируют на китайское вторжение на Тайвань, все же остается открытым. По мнению аналитиков, многое зависит от типа конфликта. Если бы Пекин смог быстро и без особых жертв захватить контроль над Тайванем, прежде чем США смогли бы предпринять ответные действия, правительства большинства стран Юго-Восточной Азии признали бы свершившийся факт, говорит Чонг Джа Ян, политолог из Национального университета Сингапура. Однако реакция ЮВА станет более сложной, если возникнет затяжной конфликт. Президент США Джо Байден несколько раз заявлял, что США будут защищать Тайвань, хотя его представители позже пытались замалчивать его комментарии и заявляли, что Вашингтон по-прежнему придерживается “стратегической двусмысленности”. Но растет ощущение, в том числе в ЮВА, что администрация Байдена стала стратегически недвусмысленной, т.е. любая попытка китайского вторжения приведет к конфликту сверхдержав на заднем дворе региона. Существенное американское вмешательство от имени Тайваня значительно изменило бы ставки. Большинство аналитиков, беседовавших с Asia Times, полагают, что большинство стран ЮВА в этом случае отвернутся от Китая и встанут на сторону США, в основном из-за опасений прецедента в регионе, пронизанном территориальными спорами. По их мнению, только Лаос, Камбоджа и Мьянма поддержат Пекин, скорее всего, сохраняя “нейтралитет”.
“Маловероятно, что мы увидим единый голос АСЕАН по этому вопросу”, - говорит Джошуа Бернард Эспенья, сотрудник «Международного сотрудничества в области развития и безопасности», аналитического центра в Маниле. Ясно одно: затяжной конфликт на Тайване будет означать конец статус-кво мирного времени в регионе. Это также положило бы конец нынешней региональной политике хеджирования между США и Китаем: ни одно правительство в ЮВА не хочет выбирать сторону (выбрав нейтральную позицию по Украине), но конфликт из-за Тайваня вынудит их сделать это. Лаос, Бруней, Мьянма и Камбоджа, вероятно, попытаются пересидеть конфликт и отложить свои голоса на уровне АСЕАН, сказал Эспенья. Сингапур, Вьетнам и Индонезия “выразят крайнюю обеспокоенность и приведут свою оборону в состояние повышенной готовности. Таиланд и Малайзия могут дипломатически осудить Китай, но они по-прежнему будут призывать все стороны к сдержанности”, - предсказал он. “Поскольку Филиппины являются наиболее близкой страной Юго-Восточной Азии, а также союзником США по договору, их правительство, скорее всего, выполнит обязательства по Договору о взаимной обороне 1951 года, несмотря на внутренние опасения, что американцы могут втянуть филиппинцев, как в 1941 году”, - сказал Эспенья. Таиланд, другой союзник Америки по договору, потенциально может быть вовлечен в конфликт, говорит Джошуа Курланчик, старший сотрудник по ЮВА в CFR. Бангкок много лет был главным региональным буфером между США и Китаем. 14 августа ВВС Китая и Таиланда провели совместные учения. Но на встрече в июле между госсекретарем США Энтони Блинкеном и главой МИД Таиланда Доном Прамудвинаем оба подтвердили свой давний договорный союз.
Таиланд был повышен до союзника по договору, не входящего в НАТО, за его помощь в “войне с терроризмом” США.
“Если Китай вторгнется на Тайвань – кроме Лаоса, Камбоджи и Мьянмы – я ожидаю увидеть значительное увеличение закупок оружия в ЮВА, которая уже является крупным центром закупок оружия, и более тесные связи с антикитайскими силами в регионе: Японией, Австралией, США”, - говорит Курланчик. С 1 по 14 августа Австралия, Япония и Сингапур участвовали в учениях США и Индонезии “Super” Garuda Shield. На Сингапур будет оказываться давление, чтобы он придерживался своего принципа противодействия нарушению национального суверенитета; это уже привело его к введению собственных санкций против России за вторжение в Украину. Но будет ли Сиргапур вводить односторонние санкции против Китая –совсем другой вопрос. Аналитики говорят, что он вполне может добиваться безопасности с помощью совместной программы санкций наряду с Японией и Ю.Кореей. Географическое положение также может диктовать реакцию отдельным стран, говорит Чон. “Государства, имеющие важные воздушные, морские и коммуникационные пути или физически близки к Тайваню, могут столкнуться с давлением со стороны как Вашингтона, так и Пекина, чтобы блокировать друг друга. США нужен доступ через эти районы для перемещения своих активов с Ближнего Востока и Индийского океана. Союзникам США Южной Корее и Японии, да и Тайваню, нужны эти районы для доступа к энергоносителям с Ближнего Востока и торговли. Торговля и импорт энергоносителей через эти районы, вероятно, важны для Китая”. То, в какую сторону пойдут правительства ЮВА, в конечном итоге может зависеть от реальной политики. В случае затяжного конфликта столицы ЮВА, “скорее всего, встанут на сторону того, кого они считают возможным победителем”, добавил Чон.
Многие считают, что Тайваню будет чрезвычайно трудно, даже при полной поддержке США, защитить себя от превосходящих сил Китая. Между тем санкции Запада против Пекина, вероятно, будут менее разрушительными, чем те, которые сейчас введены против России, которые на сегодняшний день были слабыми и в значительной степени неэффективными.
Государства региона, имеющие споры с Китаем в ЮКМ, задумаются, позволит ли им поддержка США получить преимущество в своих двусторонних спорах с Пекином, сказал Чон. Вьетнам уклоняется от официального продвижения своих отношений с США из-за опасений, что Китай, его крупнейший торговый партнер, может принять ответные меры. Но Ханой может встать на сторону США в условиях войны на Тайване, особенно если Пекин будет продвигаться медленно, из-за опасений, что его территории, на которые претендует Китай, могут оказаться следующими в поле зрения Китая. Опросы общественного мнения ЮВА о потенциальной войне на Тайване немногочисленны. Опрос "Индекс восприятия демократии 2022", опубликованный ранее в этом году компанией Latana, опросил респондентов: “Если Китай начнет военное вторжение на Тайвань, считаете ли вы, что ваша страна должна разорвать экономические связи с Китаем?” Индонезийцы были в тройке национальных групп, которые хотели поддерживать связи. Абсолютное большинство респондентов из всех шести опрошенных стран ЮВА заявили, что их правительствам следует поддерживать экономические отношения (с Китаем), в т.ч. вьетнамцы и сингапурцы. Мнения филиппинцев разделились почти поровну». https://asiatimes.com/2022/08/with-us-or-against-us-amid-a-taiwan-war/
08.09.2022г. Джейк Чан (CNA): «Япония планирует построить дополнительные склады топлива и боеприпасов на островах Нансей, также известных как острова Рюкю, на случай если "тайваньская проблема” станет реальностью, заявил министр обороны Японии Ясуказу Хамада Nikkei Shimbun. “Мы радикально укрепим оборонные возможности, включая нашу способность к устойчивому и гибкому развертыванию”, - сказал он. Хамада сказал, что первым шагом к реализации этой цели станет строительство новых складов боеприпасов для Сил самообороны Японии на острове Амами-Осима, который находится примерно в 800 км к северо-востоку от собственно Тайваня, между Кюсю и Окинавой. По мнению газеты, создание передовых складов топлива и боеприпасов позволило бы Японии лучше поддерживать военные операции США в случае возникновения конфликта в Тайваньском проливе.
По словам Хамады, более 70% боеприпасов страны хранится в префектуре Хоккайдо, в 2000 км от Тайваня, в результате чего у сил самообороны, дислоцированных на главном острове Японии Хонсю, боеприпасов осталось всего на два месяца. Силы, дислоцированные на островах Кюсю и Рюкю, имеют под рукой только 10% выделенных им боеприпасов, сообщает Nikkei Shimbun. В случае чрезвычайной ситуации силам самообороны может не хватить транспортных возможностей для доставки боеприпасов с Хоккайдо в районы конфликта, говорится в сообщении. Токио также не исключает развертывания противоракет на Амами, сказал Хамада. По его словам, строительство новых складов направлено не только на повышение мобильности сил самообороны, но и на увеличение скорости доставки боеприпасов и топлива к линии фронта. У Японии есть запасы нефти на пять месяцев, но если топливо не может быть доставлено на линию фронта, вооруженные силы страны не смогут действовать, добавил он». https://www.taipeitimes.com/News/front/archives/2022/09/08/2003784951
10.09.2022г. Масая Иноуэ, профессор политологии юридического факультета Университета Кейо – East Asia Forum: «Российское вторжение в Украину в феврале 2022 года усилило беспокойство по поводу того, что Китай с его военным доминированием в одностороннем порядке попытается изменить статус-кво на Тайване. В июне 2022 года Коммюнике лидеров, опубликованное на саммите G7, включало заявление, в котором “подчеркивалась важность мира и стабильности по ту сторону Тайваньского пролива и поощрялось мирное решение проблем, связанных с проливом”. Это второй год подряд, когда упоминается Тайвань. Среди членов G7 Япония и Соединенные Штаты выделяются своей твердой позицией в отношении защиты Тайваня. На саммите лидеров Японии и США в апреле 2021 года в совместном заявлении была подтверждена “важность мира и стабильности по ту сторону Тайваньского пролива” и поощрялось "мирное решение проблем, связанных с проливом". Тайвань был упомянут в совместном заявлении лидеров Японии и США впервые с 1969 года.
Позиция Японии в отношении Тайваня была неоднозначной в течение многих лет. Это результат сложной внутренней политики, а не стратегической неопределенности. Тайвань является чувствительным вопросом в отношениях Японии как с Соединенными Штатами, так и с Китаем. Внутри правящей Либерально-демократической партии про-тайваньские и прокитайские фракции яростно выступают против. Поскольку на участие Японии в потенциальном конфликте из-за Тайваня влияет японская конституция, которая строго ограничивает использование военной силы за рубежом, участие Японии стало предметом спора между консервативными и реформистскими силами.
“Тайваньская оговорка”, включенная в совместное японо-американское заявление 1969 года, означала, что в случае возникновения конфликта из-за Тайваня японское правительство гарантирует размещение американского военного персонала в Японии. В обмен на обещание Соединенных Штатов вернуть Окинаву Япония выразила свою позицию о том, что конфликт вокруг Тайваня не связан с ее внутренней безопасностью.
Включение фразы о том, что “поддержание мира и безопасности в районе Тайваня также является наиболее важным фактором для безопасности Японии”, было выражением, придуманным японским правительством в последнюю минуту, стремясь избежать чрезмерного провоцирования Китая.
Поддерживая юридическую силу Тайваньской оговорки, Япония пыталась решить тайваньскую проблему политически с Китаем. В совместном коммюнике правительства Японии и Китайской Республики в 1972 году Китай заявил, что “Тайвань является неотъемлемой частью китайской территории”.
Япония выразила “понимание” и “уважение” и продемонстрировала Китаю политический компромисс, заявив, что она “твердо придерживается своей позиции в соответствии со статьей 8 Потсдамской декларации”, в которой говорилось о возвращении Тайваня Китаю. В то время, когда японское правительство приняло Потсдамскую декларацию, “Китай” означал Китайскую Республику. Однако японское правительство использует этот термин для обозначения Китайской Народной Республики с 1949 года. Позиция японского правительства заключалась в том, что оно уважало политику “Одного Китая” и стремилось к мирному урегулированию любого будущего разделения Китая и Тайваня, но оставляло за собой возможность применения американо-японского договора о безопасности в случае возникновения конфликта.
Взгляды японского правительства в то время составляли основу мнений правительства вплоть до сегодняшнего дня.
Япония продолжает занимать политически неоднозначную позицию в отношении того, включен ли конфликт вокруг Тайваня в действие американо-японского договора о безопасности. В сентябре 1997 года были пересмотрены руководящие принципы, лежащие в основе японо-американского сотрудничества в области безопасности, и были проведены юридические приготовления, позволяющие Силам самообороны Японии оказывать поддержку американским военным в случае “ситуаций в районах, окружающих Японию, которые оказывают важное влияние на безопасность Японии”. Но правительство в то время избегало уточнять, включен ли Тайваньский пролив в “районы, окружающие Японию”.
В 2010-х годах, когда военное господство Китая набирало обороты, бывший премьер-министр Синдзо Абэ стратегически отреагировал на ситуацию. Но когда в 2015 году Абэ принял ряд законов о мире и безопасности, он был осторожен в своих комментариях относительно возможного конфликта из-за Тайваня. Целью законов о мире и безопасности Абэ было обеспечить частичное осуществление коллективной самообороны. На фоне напряженности между США и Китаем и растущего запугивания китайскими военными японское правительство изменило свою двусмысленную позицию и начало ясно давать понять, что оно будет участвовать в защите Тайваня.
По мере того, как японская общественность становилась все более обеспокоенной угрозой, исходящей от Китая, японское правительство пришло к убеждению, что позитивная позиция по тайваньскому вопросу будет поддержана общественным мнением. Абэ присоединился к онлайн-симпозиуму, проходившему на Тайване в декабре 2021 года, где он заявил, что “тайваньский кризис - это кризис Японии; это также кризис для японо-американского альянса”.
По мере того, как отношения между Японией и Китаем продолжают охлаждаться, прокитайские группы в Японии теряют свое влияние, в то время как призывы к Японии направить четкий сигнал относительно защиты Тайваня стали сильнее. Тон дебатов в Японии продолжает меняться. Тем не менее, в отличие от замечания Абэ, тайваньский кризис не обязательно приведет к кризису непосредственно для Японии. Совместные стратегические планы по подготовке к конфликту из-за Тайваня разрабатываются на оперативном уровне, но что более важно, так это решения на правительственном уровне. Если в Тайваньском проливе произойдет конфликт, именно японское правительство будет решать, взять ли на себя обязательство поддерживать вооруженные силы США или участвовать в совместных стратегиях с военными США, осуществляя коллективную самооборону. Разрешение Сейма также необходимо для содействия этим решениям. Что касается того, должна ли Япония нести риск оказаться втянутой в войну с Китаем, чтобы защитить Тайвань, правительство пока не пользуется поддержкой японского народа.
Весьма вероятно, что любой конфликт из-за Тайваня будет гибридной войной, сочетающей такие тактики, как партизанский шпионаж и кибератаки. Если китайские военные непосредственно не атакуют военные базы США на Окинаве или островах Сакисима, серая зона нынешних обстоятельств до сих пор предотвращала войну.
В конечном итоге на японских политиков будет оказано давление, чтобы они приняли трудное решение определить, на каком этапе ситуацию следует считать “чрезвычайной”. Японское правительство не должно смягчать свою позицию в пользу мирного решения тайваньской проблемы с помощью дипломатии. Но в то же время, по мере того как конфликт из-за Тайваня — наихудший из возможных сценариев - становится все более реалистичным, общественные дебаты о том, в какой степени потребуется военный ответ». https://asiatimes.com/2022/09/japans-vague-but-shifting-stance-on-taiwan/