Прогноз тезисов выступлений В.Путина, Д.Трампа, Ц.Си на Генассамблее ООН
Прогноз основных идей выступлений ведущих мировых лидеров В.Путина, Д.Трампа, Ц.Си на Генассамблее ООН
22 сентября 2020 года в Нью-Йорке стартует неделя высокого уровня, которая проходит в рамках 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Сессия юбилейная и посвящена 75-летию создания ООН. С 22 по 29 сентября запланированы выступления 119 лидеров государств и 54 руководителей правительств.
Контекст выступления глав государств задан общей повесткой, объявленной Генсекретарем ООН Гутиерришем - противостояние человечества коронавирусу COVID-19. Председателем сессии избран представитель Турции Волкан Бозкыр. Повестка нынешней Ассамблеи – борьба с пандемией коронавируса, проблемы создания вакцин, укрепления национальных систем здравоохранения, доступа людей к лекарствам.
И хотя выступления будут строиться исходя из заявленной повестки, мировые лидеры не преминут воспользоваться трибуной Генассамблеи ООН и высказаться и по важнейшим темам глобальной политики и вызовам, стоящим перед мировым сообществом.
Рискнем предположить основные идеи выступлений ведущей тройки мировых лидеров: Владимира Путина, Дональда Трампа и Си Цзиньпина.
Основные идеи президента России Владимира Путина будут следующие.
Будет подчёркнуто, что ООН – уникальный международный институт, созданный после окончания Второй мировой войны. Человечество устояло перед развязыванием глобальной ядерной войны, прежде всего, благодаря ООН и созданным на его платформе регламентам обсуждения главных международных проблем.
Последнее время наблюдаются попытки разрушить структуру ООН, действовать вне ее решений. Однако нельзя разрушать то, что все эти годы проявило себя как эффективно действующий механизм, не создав равноценного института взамен. Это ведет к хаосу в международных отношениях, который мы и наблюдаем во многих регионах мира. Ровным счетом недопустимо превращать ООН в трибуну для манипуляций мнением мировой общественности.
Последние два года в мире характеризуются ростом международной напряженности практически по всем основным направлениям. Западными странами откровенно не выполняется обязательства по нормализации и восстановлению мира на Украине. Восточноевропейские члены ЕС и НАТО прямо вмешиваются во внутренние дела Белоруссии.
Зреет вооруженный конфликт между Грецией и Турцией в Средиземном море. Нарушаются базовые принципы международного общения, а нередко даже элементарная логика и здравый смысл. Все это результат попыток слома международных институтов и отказа от выполнения международных договоров.
Выход США из Договора по ПРО вынудил Россию форсировать разработки современного гиперзвукового оружия. Да, теперь Россия впервые обладает кратно превосходящей по силе, мощи и другим параметрам оружием. Да, такого оружия нет ни у кого в мире, но это пока.
Попытки США обсуждать с Россией вопрос о продлении Договора СНВ-3 на языке ультиматумов, свидетельствует о стремлении американской стороны выйти и из этого международного соглашения. Все это неизбежно приведет к неконтролируемой гонке вооружений и росту венной напряженности в мире. Россия предлагает продлить Договор СНВ-3 без предварительных условий.
Россия, несмотря на санкции, международное давление и постоянные обвинения в попытках провести переустройство мира, неуклонно выступает фактором стабильности. В то же время Россия понимает, что США будут продолжать целенаправленный слом существующей международно-правовой базы, но не будет делать из борьбы за ее сохранение некий фетиш.
Пандемия коронавируса поставила перед человечеством ряд нерешённых вопросов и новых угроз. В первую очередь, это несовершенство мировых институтов и их неготовность противостоять общей угрозе. Основной удар приняли на себя национальные системы здравоохранения, тогда как международные институты не смогли обеспечить их взаимодействие даже в информационном плане.
Вся нагрузка по локализации последствий эпидемии легла на национальные системы здравоохранения, которые во многих странах работали на пределе возможного и даже за этими пределами. Однако это не повод требовать ликвидации ВОЗ. Необходимо исходя из полученного опыта борьбы с пандемией внести коррективы в ее работу и нормативные документы, пересмотреть принципы её работы и помочь их усовершенствовать. Вместе с тем, нельзя допустить чтобы международные медицинские организации подпали под тотальный контроль мировых фармацевтических корпораций.
Правы оказались те страны, которые применили карантин и самоизоляцию. К сожалению, концепции игнорирования карантина и надежды на спонтанное течение подобных эпидемий не оправдались. Превентивным методам предупреждения распространения эпидемий нет альтернативы и нужно использовать все возможности максимально.
Однако карантин вызвал экономические трудности, усугубившие экономический спад, длящийся уже много лет. В этой ситуации недопустимо обвинять друг друга в злонамеренном распространении эпидемии. Пострадали все страны – в биологических катастрофах нет выигравших, тут все проигравшие. Биологические катастрофы подобны ядерным нападениям.
Человечество и в дальнейшем не застраховано от новых биологических опасностей, против которых бороться в одиночку странам невозможно. Россия предлагает создать под эгидой ООН научное сообщество против биологических угроз и поддержать его деятельность на политическом уровне.
Мир столкнулся, возможно, с самым серьезным экономическим кризисом за всю современную историю. Его преодоление требует коллективных усилий. Следует ожидать, что Владимир Путин предложит некий новый формат международного сотрудничества по решению проблем мировой экономики.
Это логично, особенно с учетом того, что на долю стран «семерки» (США, Япония, Германия, Британия, Франция, Италия и Канада), претендующей на исключительное мировое лидерство, сейчас приходится 45% мирового валового внутреннего продукта и только 10% мирового населения.
Эпидемия показала кризис таких организаций, как ВТО. Некоторые страны стали сооружать протекционистские барьеры, разрушать прежние торговые связи, искажать принципы свободной торговли. Недопустимо использовать эпидемии как поводы для нетарифных методов борьбы с конкурентами и создавать искусственные экономические кризисы в целях спасения своих экономик. Дискриминация экономических проектов по политическим предлогам недопустима.
К сожалению, подобную практику нельзя увязать только с пандемией. Ситуация с «Северным потоком-2» - это беспрецедентное политическое давление на высшем государственном уровне в целях продвижения экономических интересов коммерческих кампаний.
Человечество столкнулось с угрозой коронавируса, но в то же время выяснилось, что стремление к прибыли у многих фармакологических компаний выше ответственности за судьбы человечества. Подобные корыстные мотивации недопустимы. Нельзя видеть в вакцине лишь рыночную перспективу. Это здоровье людей в первую очередь, и именно такие организации, как ВОЗ и ООН должны быть в первых рядах борьбы на интересы людей Земли, к не корпораций, производящих вакцину.
Россия была первой в мире страной, создавшей несколько видов вакцины от коронавируса. Но вместо спокойного обсуждения её характеристик мы столкнулись с невиданными методами политического блокирования всех попыток её распространения. Искусственное торможение распространение лечебных препаратов – это преступление против человечества.
Недопустимо применять ненаучные и недобросовестные методы борьбы за приоритет в науке. Да, вакцины во всех странах делались в условиях нехватки времени, но это было обусловлено угрозой распространения вируса и его потенциально высокой смертности. Любая вакцина от массовых заболеваний – это достояние человечества, а не стран или тем более корпораций.
В ситуации пандемии изменились подходы к борьбе с международным терроризмом. Общество в целях гарантий безопасности требует контроля над коммуникациями, и в то же время оно требует защиты частной жизни от тотального контроля. Необходимо найти баланс между этими требованиями, и здесь опять-таки нет альтернативы таким институтам, как ООН, также как нет альтернативы ООН в противодействии как старым, так и новым глобальным угрозам.
Основные идеи президента США Дональда Трампа будут, предположительно, следующими.
Пандемия показала уязвимость человечества перед неконтролируемыми исследованиями в станах, не способных обеспечить режим соблюдения безопасности таких исследований. США исходят из принципов справедливости, и потому те станы, по вине которых всем государствам нанесён ущерб, должны его компенсировать.
Их медико-биологические программы должны быть поставлены под контроль международных институтов (читай – США). США добивались и продолжат добиваться выполнения этих требований, используя для этого все международные площадки, включая ООН.
Трамп повторит свои нападки на ВОЗ, которая, по его мнению, оказалась не только неготовой к возникновению новой угрозы эпидемии, но и проявила ангажированность с заинтересованными структурами бизнеса (намек на Китай). Прогнозы ВОЗ не сбываются, произведённые лекарства не находят применения, в то же время о реальных угрозах вовремя нет предупреждают. США стремятся изменить этот порядок и не будут финансировать ВОЗ на прежних условиях, необходимо глубоко реформировать систему международных медицинских организаций.
США остаются лидером в области биологических исследований. Национальная вакцина от COVID-19 близка к финальной стадии, после чего она поступит в открытый доступ во всех странах мира. США не могут поддержать скоропалительные заявления о создании вакцин, по которым нет доказательств их эффективности.
Эпидемия вызвала экономический спад во всём мире, но США быстрее других преодолевают его последствия. Страны с нерыночными методами регулирования экономики применяют средства недобросовестной конкуренции. Мы будем противостоять этому всеми способами, и прежде всего через санкции к тем, кто нарушает правила свободной торговли.
Усиление кризиса из-за последствий эпидемии обострило не только проблему несовершенства национальных систем здравоохранения, но и создало нагрузку на рынок труда. В США осуществлена программа социальной помощи населению, не имеющая прецедентов в мире. Сочетание раздачи пособий с активной работой страховых компаний по вовлечению населения в профилактику заболеваний позволило остановить рост эпидемии и не дать людям остаться без средств к существованию.
Так же Трамп будет проводить последовательную линию на дальнейшую трансформацию международных институтов, либо на их ликвидацию (подвариант – выход из них США). Международные институты не могут всегда оставаться в том виде, в котором были созданы. С течением времени необходимы реформы.
Кроме того, выступление президента Соединенных Штатов следует ожидать сконцентрированным вокруг трех ключевых тем: будущее принадлежит патриотам; Америка должна вернуть себе величие; США имеют право, должны, а потому будут всемерно защищать демократию на планете.
Внешнеполитическая повестка сведется к Ирану, Венесуэле, российской газовой экспансии в Европу. Помимо межгосударственного аспекта, американский президент вероятнее всего обозначит позицию его страны по отношению к международным механизмам.
Вашингтон недоволен политикой ВТО и грозит введением санкций против Организации. Международная торговля должна подвергнуться коренной модернизации для выравнивания платежных дисбалансов. В первую очередь это касается Китая.
Белый дом также считает неэффективным структуру ООН, чрезвычайно излишне забюрократизированную, неповоротливую и расходующую непозволительно много денег. В том числе на «не приносящие отдачи» международные проекты.
Институт Русских стратегий в мае 2020 года предсказывал последовательную ломку действующих мировых институтов со стороны США и объяснил причины такого подхода:
«Мировые институты больше не играют той роли, ради которой они учреждались странами-победителями после Второй мировой войны, закладывая основы ялтинско-потсдамского мира. Да, мы за них держимся, поскольку они гарантируют хоть какую-то игру по правилам. Однако в новом мире посткиберпанка не будет никаких правил, кроме одного – права сильного.
Соответственно, роль мировых институтов, включая ООН и Совбез ООН, будет сведена до ритуального общения ведущих держав мира. Однако такая конструкция не может быть долговечной. Как только США как одна из ведущих сил осознают, что в своей глобальной политике они окончательно смогут обходиться без этого института, они выйдут из ООН и распустят организацию по факту. После чего будут создавать новую, подконтрольную им организацию.
Аналогично, США по праву сильного будут поступать и уже поступают и с другими международными организациями и договорами. В 2017 году Штаты вышли из ЮНЕСКО, в 2018 году — из Совета по правам человека ООН. В 2020 году Трамп отказался финансировать ВОЗ. И дело не в том, что ВОЗ активно сотрудничала с Пекином или не предоставляла США необходимую информацию. Это все поводы для создания карманного американского аналога ВОЗ».
По мнению Трампа, миру нужна ООН, которая восстановит доверие людей по всему миру. ООН не должна быть заложником прошлых методов, которые не работают. Скорее всего, будет отмечено недовольство Америки недостаточностью отдачи от тех 3 млрд долларов в год, которые США ежегодно вносят в бюджет Организации.
В завершении речи американский лидер, вероятнее всего, отметит успехи по обеспечению мира на планете и революционность вклада в результат именно его администрации. Особенно в части, касающейся Ближнего Востока.
Основной темой выступления лидера КНР Си Цзиньпина ожидается мультилатерализм и возникающие сейчас ему угрозы.
Из всех стран мира Китай в наибольшей степени заинтересован в сохранении открытого мира, сформировавшегося в начале текущего века на принципах либерального глобализма. Происходящий сейчас возврат к унилатерализму и протекционизму, выход из международных договоров, а также тенденциозно мотивированное военное и экономическое давление препятствуют мировой гармонии и несут угрозу миру и безопасности.
Особо будет подчеркнута недопустимость тарифных войн, особенно со стороны США, и необходимость следованию принципам совместной выгоды.
Исходя из этого, председатель Си подтвердит позицию о необходимости сохранения международной глобальной системы, ядром которой является ООН, а также основанные на нормах Устава Организации международные многосторонние соглашения. Особенно в области ограничения вооружений, в первую очередь, ядерных.
Можно также предположить, что, как и на переговорах с Евросоюзом, состоявшихся на днях, Си Цзиньпин, обозначит следующие четыре позиции, на которых Пекин будет строить свою глобальную политику и в дальнейшем: а) мирное сосуществование; б) открытость обсуждений и сотрудничества; в) мультилатерализм (многосторонние подходы); г) диалог и консультации как условие поступательного развития отношений.
В этом позиция Китая получит поддержку со стороны России, Германии, Европейского совета и Еврокомиссии. Таким образом, то, в каком ключе этот вопрос будет подан на 75-й Генассамблее ООН, станет маркером, определяющим дальнейшую международную политику КНР.